Алфавитный указатель

Атмосферное возмущение

атмосферное возмущение в динамике полёта — перемещение воздушных масс, вызывающее изменение параметров движения летательного аппарата (для космических летательных аппаратов за А. в. принимают также отклонение значений плотности воздуха по трассе и высоте полёта от принятых в расчётах). Различают следующие типы А. в., отличающиеся временными характеристиками, — ветер, воздушный порыв, сдвиг ветра и атмосферная турбулентность (см. также Болтанка). Ветер как А. в. рассматривается обычно в навигационных задачах, в которых учитывается, например, действие струйных течений. Действие ветра может создать расчётный случай при выборе размеров органов управления летательного аппарата. Например, их размер должен обеспечивать балансировку при взлёте, заходе на посадку и посадке при заданных в требованиях к самолёту скоростях бокового и попутного ветра. Воздушный порыв (ВП)—изменение скорости ветра (или воздушного потока) за относительно небольшое время (обычно до 10 с), меньшее, чем время затухания основного вида возмущённого движения летательного аппарата. Воздушные порывы, как правило, задаются в связанной системе координат, поэтому ВП разделяют на продольный, боковой и вертикальный. В расчётах ВП характеризуется профилем скоростей и максимальным значением скорости порыва. Обычно рассматриваются ступенчатый или градиентный профили ВП. ВП, действуя на летательный аппарат, вызывает изменение воздушной скорости, угла атаки и угла скольжения, приводя к изменению аэродинамических нагрузок на конструкцию и к возникновению возмущенного движения летательного аппарата, характеристики которого должны удовлетворять определенным требованиям. Например, по «Нормам летной годности гражданских самолётов СССР» требовалось, чтобы при действии на самолёт на крейсерском режиме полёта ступенчатого восходящего ВП с заданной скоростью угол атаки самолета не превосходил допустимый. Кроме того, воздействие градиентного ВП с нарастанием скорости на длине пути 30 м является одним из расчётных случаев проверки конструкции самолёта на прочность. А. в. в виде ВП рассматривается в задачах динамики полёта при оценке характеристик устойчивости и управляемости летательного аппарата, а также для оценки безопасности полёта. Вследствие того что А. в. — величина случайная, для оценки безопасности полёта при наличии А. в. пользуются методами статистической динамики, задаваясь распределением вероятности встречи с А. в. определенной интенсивности.

Энциклопедия авиации