Алфавитный указатель

«Аэроспасьяль»

«Аэроспасьяль» (Aĕrospatiale SNI) — ведущая авиакосмическая фирма Франции. Образована в 1970 в результате слияния фирм «Норд авиасьон», «Сюд авиасьон» и «СЕРЕБ» (SEREB, Société pour l'etude et la réalisation d'engins balistlques). Имеет четыре отделения (самолётное, вертолётное, тактических ракет, космических и баллистических систем), ряд филиалов, в том числе в других странах. Совместно с фирмой «Бритиш эркрафт корпорейшен» разработала и выпускала сверхзвуковой пассажирский самолёт «Конкорд» (первый полёт в 1969, построено 16 серийных образцов, см. рис. в табл. XXXV), а в составе консорциума «Трансаль» (Transall) — военно-транспортный самолёт С-160 (1963, построено 204). К программам 80‑х гг. относятся: производство в составе консорциума «Эрбас индастри» пассажирских самолётов А300, А300-600, А310 (все широкофюзеляжные) и А320, пассажирских самолётов ATR 42 и ATR 72 для коротких авиалиний (разработаны совместно с фирмой «Аэриталия», см. рис. 1, 2). Ведёт исследования проектов сверхзвуковых пассажирских самолетов ATSF и AGV.

Фирма занимает ведущее место в Западной Европе по производству вертолётов. Серийно выпускала вертолеты: многоцелевые SE 313 и SA 318 «Алуэт» II (1955 и 1961 соответственно); построено более 1300), SA 316 и SA 319 «Алуэт» III (1959 и 1967 соответственно; построено около 1500); противолодочные SА 321 «Супер фрелон» (1962). В 80‑х гг. строила многоцелевые вертолёты SA 341 и SA 342 «Газель» (1967 и 1971 соответственно; разработаны совместно с фирмой «Уэстленд»: построено свыше 1260); SA 330 «Пума» (1965, построено свыше 700) и AS 332 «Супер пума» (1978, см. рис. в табл. XXXVII); SA 315 «Лама» (1969, в 1972 на вертолёте этого типа установлен абсолютный мировой рекорд высоты — 12442 м); SA 360 «Дофен» с одним газотурбинным двигателем (1972) и SA 365 «Дофен» 2 с двумя газотурбинными двигателями (1975, см. рис. в табл. XXXVII); SA 366 «Дофен» 2 (1980, разработан специально для береговой охраны США), SA 365M «Пантера» (1984, многоцелевой боевой вертолёт); AS 350 «Экюрёй» с одним газотурбинным двигателем и его вариант AS 355 «Экюрёй» 2 с двумя газотурбинными двигателями (первые полёты в 1974 и 1979 соответственно; поставлялись в США под названиями «Астар» и «Туинстар», построено свыше 1150); совместно с фирмой «Мессершмитт-Бёльков-Блом» создан боевой вертолёт «Тайгер» (1991), совместно с фирмой «Дассо-Бреге» ведёт разработку воздушно-космического самолёта «Гермес». Основные данные некоторых вертолётов и самолётов фирмы приведены в табл. 1 и 2.

Табл. 1 — Пассажирские самолёты фирмы «Аэроспасьяль»

Основные данные

 

«Конкорд»

 

ATR 42-200

 

ATR 72

 

Первый полёт, год

1969

 

1984

 

1983

 

Число и тип двигателей

4 ТРДФ

 

2 ТВД

 

2 ТВД

 

Тяга двигателя, кН

169

 

-

 

-

 

Мощность двигателя, кВт

-

 

1340

 

1790

 

Длина самолёта, м

62,1

 

22,67

 

27,17

 

Высота самолёта, м

11,4

 

7,59

 

7,65

 

Размах крыла, м

25,6

 

24,57

 

27,05

 

Площадь крыла, м2

358,23

 

54,6

 

61

 

Максимальная взлётная масса, т

 

181,5

 

15,75

 

19,9

 

Масса пустого самолёта, т

-

 

9,97

 

12,2

 

Число пассажиров

128

 

42

 

66—74

 

Максимальная коммерческая нагрузка, т

12,7

 

4,53

 

7,5

 

Дальность полёта, км

6550

 

1195

 

2660

 

Крейсерская скорость полёта, км/ч

 

2150

 

497

 

530

 

Экипаж, чел,

3

 

2

 

2

 

 

Табл. 2 — Вертолеты фирмы «Аэроспасьяль»

 

Основные данные

 

SA 319B «Алуэт» 111

 

SA 315B «Лама»

 

SA 330L «Пума»

 

SA 342 "Газель"

 

SA 365N «Дофен» 2

 

AS 355F «Экюрёй» 2

 

AS 332L «Супер пума»

 

Первый полёт, год

1967

 

1969

 

1976

 

1971

 

1979

 

1979

 

1980

 

Число и тип двигателей

1 ГТД

 

1 ГТД

 

2 ГТД

 

1 ГТД

 

2 ГТД

 

2 ГТД

 

2 ГТД

 

Мощность двигателя, кВт

649

 

649

 

1175

 

640

 

530

 

313

 

1330

 

Диаметр несущего винта, м

11,02

 

11,02

 

15

 

10,5

 

11,93

 

10,69

 

15,6

 

Число лопастей

3

 

3

 

4

 

3

 

4

 

3

 

4

 

Длина вертолёта с вращающимися винтами, м

13,8

 

12,29

 

18,15

 

11,97

 

13,46

 

12,99

 

18,7

 

Высота вертолёта с вращающимися винтами, м

2,59

 

3,09

 

5,14

 

3,18

 

4,01

 

3,12

 

4,92

 

Сметаемая площадь, м2

95

 

95

 

177

 

86,59

 

111.9

 

89,7

 

190

 

Взлётная масса, т:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нормальная

 

1,7

 

1,95

 

-

 

-

 

3,85

 

-

 

8,35

 

максимальная

 

2,2

 

2,3

 

7,4

 

1,9

 

4

 

2,3

 

9,35

 

Масса пустого вертолёта, т

-

 

1,02

 

3,61

 

0,97

 

2,01

 

1,27

 

4,26

 

Число пассажиров (десантников)

8

 

4

 

20

 

4

 

13

 

5

 

25

 

Максимальная перевозимая нагрузка, т

 

-

 

1,13 (внешняя подвеска)

 

1,96

 

0,47

 

1,5 (внешняя подвеска)

 

1,5 (внешняя подвеска)

 

4.5 (внешняя подвеска)

 

Крейсерская скорость, км/ч.

200

 

190

 

270

 

260

 

280

 

240

 

280

 

Статический потолок (без учёта влияния земли), м

5000

 

4600

 

1700

 

2370

 

1050

 

2350

 

2100

 

Максимальная дальность полёта, км

710

 

515

 

550

 

700

 

880

 

760

 

635

 

экипаж, чел

1-2

 

1

 

2—3

 

1—2

 

1—2

 

1

 

1—2

 

Вооружение

-

 

-

 

-

 

Пулемёты (7,62 мм), пушки (20 мм) до 6 ПТУР

 

Пулемёты (7,62 мм), до 6 ПТУР, 2 противокорабельные УР

 

-

 

-

 

Энциклопедия авиации