Алфавитный указатель

А

А — 1) обозначение советских автожиров, разрабатывавшихся в 30‑х гг. в Центральном аэрогидродинамическом институте. В их проектировании и доводке принимали участие В. А. Кузнецов, А. М. Черёмухин, Н. И. Камов, М. Л. Миль, Н. К. Скржинский и др. Было построено 8 автожиров серии «А» крылатого и бескрылого типов, причём крылатые А-4 (дальнейшее развитие экспериментального автожира Центрального аэрогидродинамического института 2‑ЭА) и А-7 были выпущены малой серией. Двухместный автожир А-7 конструкции Камова (рис. в таблице XII) имел трёхлопастный несущий винт диаметра 15,18 м. крыло площадью 14,7 м2, взлётную массу 2056 кг, мог перевозить нагрузку до 750 кг. Силовая установка — два поршневых двигателя М-22 мощностью по 353 кВт, максимальная скорость 220 км/ч, потолок 4800 м, дальность полёта 600—1000 км. Выпущен в 1934; весной 1941 А-7 работал в предгорьях Тянь-Шаня по опылению садов (см. рис. ), в начале Великой Отечественной войны 5 автожиров А-7 использовались под Смоленском в ночное время для ближней разведки и сбрасывания листовок.

2) Обозначение планеров конструкции О. К. Антонова (см. статью Ан).

Автожир А-7 на сельскохозяйственных работах в предгорьях Тянь-Шаня.

абляция (от позднелатинского ablatio — отнятие, устранение) — унос массы с поверхности твёрдого тела потоком набегающего газа в результате оплавления, испарения, разложения и химической эрозии. Абляционные теплозащитные материалы применяются в конструкции летательных аппаратов. А. сопровождается поглощением теплоты, и это предохраняет конструкцию от перегрева и разрушения; используется в основном при полёте с гиперзвуковыми скоростями, когда существенно аэродинамическое нагревание.

Энциклопедия авиации