Алфавитный указатель

«Белл»

«Белл» (Bell Helicopter Textron Inc.) — ведущая вертолётостроительная фирма США, дочерняя фирма концерна «Текстрон» (Textron Inc.). Основана в 1935 под название «Белл эркрафт» (Bell Aircraft Corp.). Первоначально фирма специализировалась в основном на строительстве самолётов, с 50‑х гг. переориентировалась на строительство вертолётов и получила современное название В 1937 разработала свой первый самолёт — истребитель XFM-1 «Эракьюда» с двумя поршневыми двигателями и толкающими винтами. Во время Второй мировой войны строила истребители Р-39 «Эра-кобра» (1939, построено 9558) и Р-63 «Кингкобра» (1942, построено 3303), участвовала в производстве стратегических бомбардировщиков Боинг В-29. Разработала первый американский реактивный истребитель Р-59 «Эракомет» (1942, построено 50). Создала серию экспериментальных самолётов, начало которой положило семейство сверхзвуковых самолётов Х-1 с жидкостным ракетным двигателем (1946—1955, начинали самостоятельный, полёт после отделения от самолёта-носителя на высоте около 9000 м). На Х-1 14 октября 1947 впервые превышена скорость звука (было достигнуто значение Маха числа полёта М =  1,06; в декабре 1953 Х-1А развил скорость, соответствующую Мo  =  2,435). На самолёте Х-2 с жидкостным ракетным двигателем (также запускался с самолёта-носителя) в сентябре 1956 в полёте, закончившемся катастрофой, достигнута скорость, соответствующая М =  3,196. Х-5 (1951) был первым самолётом с крылом изменяемой в полёте стреловидности. Экспериментальные вертикально взлетающие самолёты: XV-3 с двумя поворотными винтами (1955), Х-14 с двумя подъёмно-маршевыми турбореактивными двигателями (1956), Х-22А с четырьмя поворотными винтами в кольцевых каналах (1966), XV-15 с двумя поворотными винтами (1977, достигнута скорость более 550 км/ч).

Вертолётостроением фирма занимается с 1941. В 1943 создала первый опытный вертолёт Белл 30. Специализируется на разработке лёгких вертолётов, в их числе многоцелевые Белл 47 (1945, построено около 5160), Белл 204/205 (1956, построено более 11 тысяч; состоит на вооружении армии США под обозначением UH-1 «Ирокез»), Белл 206 (1962, к 1988 построено свыше 7 тысяч, в армии США используется в качестве разведывательного под обозначением ОН-58 «Киова», гражданский вариант — «Джет рейнджер»), боевой вертолёт АН-1 «Хьюикобра» (1965), пассажирский вертолёт Белл 222 (1976). Основные программы 80‑х гг.: разработка экспериментального вертолёта с планёром из композитных материалов, совместно с фирмой «Боинг вертол» военного многоцелевого самолёта вертикального взлёта и посадки V-22 «Оспри» с двумя поворотными винтами (1989).

К концу 80‑х гг. построено более 28 тысяч вертолётов. Основные данные некоторых самолётов и вертолётов фирмы приведены в табл. 1—4.

Табл. 1. — Истребители фирмы «Белл»

Основные данные

 

P-39Q

 

P-63A

 

P-59B

 

Первый полёт, год

1942

 

1943

 

1943

 

Число и тип двигателей

1 ПД

 

1 ПД

 

2 ТРД

 

Мощность двигателя. кВт

895

 

1110

 

-

 

Тяга двигателя, кН

-

 

-

 

9

 

Длина самолёта, м

9,19

 

9,95

 

11,83

 

Высота самолёта, м

3,78

 

3,73

 

3,76 '

 

Размах крыла, м

10,36

 

11,68

 

13,87

 

Площадь крыла, м2

19,8

 

23,04

 

35,8

 

Взлётная масса, т:

 

 

 

 

 

 

 

нормальная

3,45

 

3,78

 

4,53

 

максимальная

4,06

 

4,76

 

5,7

 

Масса пустого самолёта, т

2,9

 

3,14

 

3,7

 

Боевая нагрузка, т

0,54

 

0,68

 

-

 

Максимальная скорость полёта, км/ч

 

605

 

640

 

665

 

Потолок, м

11 580

 

10000

 

14000

 

Экипаж, чел

1

 

1

 

1

 

Вооружение: пушки

пулемёты

1Х37 мм

4X12,7 мм

 

1X37 мм

4X12,7 мм

 

1X37 мм

3X12,7 мм

 

 

Табл. 2. — Экспериментальные самолёты фирмы «Белл»

Основные данные

 

X-1

 

X-1A

 

X-2

 

Первый полёт, год

 

1946

 

1953

 

1952

 

Число и тип двигателей

1 ЖРД

 

1 ЖРД

 

1 ЖРД

 

Тяга двигателя, кН

 

26,7

 

26,7

 

71,1

 

Длина самолёта, м

 

9,46

 

10,85

 

13,4

 

Высота самолёта, м

 

3,26

 

3,26

 

4,13

 

Размах крыла, м

 

8,54

 

8,54

 

9,76

 

Площадь крыла, м2

 

12,1

 

12,1

 

24,3

 

Максимальная стартовая масса, т

6,35

 

8,16

 

13

 

Масса пустого самолёта, т

2,22

 

3,17

 

8,2

 

Максимальная скорость полёта (достигнутая при испытаниях), км/ч

 

1556

 

2650

 

3360

 

Динамический потолок, м

21380

 

28651

 

38430

 

Экипаж, чел

1

 

1

 

1

 

 

Табл. 3. — Вертолёты фирмы «Белл»

Основные данные

 

Многоцелевой Белл 47G

 

Многоцелевой Белл 205 (UN-1H)

 

Разведывательный OH-58A

 

Боевой AH-1S

 

Первый полёт, год

1953

 

1966

 

1968

 

1976

 

Число и тип двигателей

1 ПД

 

1 ГТД

 

1 ГТД

 

1 ГТД

 

Мощность двигателя, кВт

202

 

1040

 

313

 

1340

 

Диаметр несущего винта, м.

11,3

 

14,63

 

10,77

 

13,41 (размах крыла 3,15 м)

 

Число лопастей

2

 

2

 

2

 

2

 

Длина вертолёта с вращающимися винтами, м

13,17

 

17,62

 

12,49

 

16,26

 

Высота вертолёта с вращающимися винтами, и

2,83

 

4,41

 

2,91

 

4,16

 

Сметаемая площадь, м2

100

 

168,1

 

90,93

 

141,26

 

Взлётная масса, т;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нормальная

 

1,2

 

4,1

 

-

 

4,36

 

максимальная

 

1,34

 

4,31

 

1,36

 

4,54

 

Масса пустого вертолёта, т

0,82

 

2,36

 

0,66

 

2,92

 

Максимальная перевозимая нагрузка, т

 

0,51

 

1,76

 

-

 

-

 

Крейсерская скорость полёта, км/ч

150

 

205

 

190

 

280

 

Максимальная дальность полёта, км

 

440

 

510

 

490

 

700

 

Статический потолок (без учёта влияния земли) м

 

3230

 

1220

 

2680

 

3110

 

Экипаж, чел

1

 

1-2

 

2

 

2

 

Число пассажиров

2

 

14

 

-

 

-

 

Вооружение

-

 

Стрелково-пушечное

 

1 пулемёт (7,62мм), НАР

 

1 пушка (20 или 30 мм), 1 гранатомёт {40 мм), пулемёты (7,62 м«), НАР, до 8 ПТУР

 

 

Табл. 4. — вертикально взлетающие вертолеты фирмы «Белл»

Основные данные

 

XV-3

 

X-22A

 

XV-15

 

V-22

 

Первый полёт, год

1955

 

1966

 

1977

 

1989

 

Число и тип двигателей

1 ПД

(установлены

 

4 ТВД

неподвижно)

 

2 ТВД

(в поворотных

 

2 ТВД

гондолах)

 

Мощность двигателя, кВт

338

 

934

 

1160

 

4590

 

Диаметр поворотного винта, м.

7

 

2,13

 

7,62

 

11,58

 

Число винтов

2

 

4

(размещены в кольцевых каналах)

 

2

 

2

 

Число лопастей

3

 

3

 

3

 

3

 

Длина самолёта, м

9,4

 

12,07

 

12,83

 

19,1

 

Высота самолёта, м

4,2

 

6,31

 

4,67

 

5,38

 

Размах крыла, м

9,5

 

7,01/11,96*

 

9,8

(без учёта

 

14,02

гондол)

 

Сметаемая площадь, м2

2X38,6

 

4X3,56

 

2X45,6

 

2X105,4

 

Площадь крыла, м2

-

 

12,9/26,6*

 

15,7

 

-

 

Максимальная взлётная масса, т:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

при вертикальном взлёте

2,18

 

7,25

 

5,9

 

21,55

 

при взлёте с разбегом

 

 

8,02

 

6,8

 

27,44

 

Масса пустого самолёта, т

1,63

 

4,76

 

4,34

 

14

 

Максимальная перевозимая нагрузка, т

 

-

 

0,54

 

-

 

9,07

 

Крейсерская скорость, км/ч

280**

 

485

 

520

 

510

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статический потолок (без учёта влияния земли), м

-

 

-

 

2440

 

1220

 

Экипаж, чел

1

 

2

 

2

 

2

 

Число пассажиров

-

 

6

 

-

 

24

 

* В числителе — переднее крыло, в знаменателе — заднее. ** Расчётная скорость

Энциклопедия авиации