Алфавитный указатель

«Боинг»

«Боинг» (Boeing Co.) — одна из крупнейших фирм авиаракетно-космической промышленности США. Ведёт качало от основанной в 1916 У. Боингом фирмы «Боинг эрплейн» (Boeing Airplane Co.). современное название с 1961. Имеет отделения гражданских самолётов, военных самолётов, аэрокосмическое, вертолётное («Боинг геликоптер»), филиал в Канаде «Боинг оф Канада» (Boeing of Canada), включивший купленную в 1986 фирму «Де Хэвилленд оф Канада». В годы Первой мировой войны фирма «Б.» выпускала учебные самолёты, бомбардировщики, почтовые самолёты, разведчики, торпедоносцы, истребители, в том числе бипланы PW-9, Р-12, моноплан Р-26. В 1930 создан скоростной почтовый самолёт с убирающимся шасси «Мономейл» и на его основе в 1931 опытный бомбардировщик B-9, в 1933 — цельнометаллический пассажирский самолёт Боинг 247, в 1936 начато производство учебного самолёта «Кадет» (выпущено свыше 10 тысяч), в 1938 построены самолёт Боинг 307 с герметической пассажирской кабиной (рис. в табл. XV) и летающая лодка Боинг 314 на 74 пассажира. К известным самолётам фирмы относятся стратегические бомбардировщики В-17 «Флайинг фортресс» — «Летающая крепость» (первый полёт в 1935, построено 12731, широко применялись во Второй мировой войне), В-29 «Суперфортресс» (1942, построено 3970, с этих самолётов были сброшены первые атомные бомбы на японские города Хиросима и Нагасаки, см. рис. в табл. XXI), В-50 (1947). С декабря 1941 по август 1945 фирма выпустила 16149 военных самолётов. На основе В-29 созданы военно-транспортный самолёт С-97 (1944), пассажирский самолёт «Стратокрузер» и заправщик КС-97. Большими сериями выпускались реактивные стратегические бомбардировщики В-47 «Стратоджет» с шестью турбореактивными двигателями (1947, свыше 2 тысяч) и В-52 «Стратофортресс» (1952). Фирма является крупнейшим в мире производителем реактивных транспортных самолётов. Первым в США реактивным пассажирским самолётом был Боинг 707 (1954, в эксплуатации с 1958, к 1990 построено около 1000 с учётом усовершенствованных и военных вариантов); на его основе создан заправщик КС-135. Затем началось производство самолётов Боинг 727 (1963, выпускался до 1984, построено 1832).

Широкое распространение получили пассажирские самолёты Боинг 737 (1967), Боинг 747 (1969, первый американский широкофюзеляжный самолёт), Боинг 757 (1982) и Боинг 767 (1981), к 1 сентября 1991 выпущено 2106, 868, 388 и 386 соответственно, общее число выпущенных реактивных самолётов составило около 6500. На основе гражданских моделей созданы военные самолёты: Е-3 «Сентри» (носитель системы дальнего радиолокационного обнаружения, см. рис. в табл. XXXVII), Е-4 (воздушный командный пост), Е-6 (для дальней радиосвязи с подводными лодками) , Е-8 (носитель радиолокационной системы обнаружения и управления). В 1976 построен опытный военно-транспортный самолёт короткого взлёта и посадки YC-14. На фирме разработана крылатая ракета воздушного базирования AGM-86B, широко известны многоцелевые и транспортные вертолёты двухвинтовой продольной схемы «Чинук», «Си найт» и другие (см. «Боинг вертол»). Основные программы 80‑х гг.: производство пассажирских самолётов Боинг 737, 747, 757, 767 (рис. 2—5), «Дэш» 8, самолёта E-3, крылатых ракет, модернизация самолётов В-52 и КС-135, постройка беспилотного высотного разведывательного. самолёта «Кондор», участие в программах стратегического. бомбардировщика В-1В и В-2, истребителя ATF (YF-22), самолёт вертикального взлёта и посадки V-22 «Оспри», лёгкого вертолёта LH, межконтинентальной баллистической ракеты MX, орбитальной станции «Фридом», разработка проектов новых транспортных самолётов с турбовинтовентиляторным двигателем и турбореактивным двухконтурным двигателем. Основные данные некоторых самолётов фирмы приведены в табл. 1 и 2.

Табл. 1 — Бомбардировщики фирмы «Боинг»

Основные данные

 

B-17G

 

B-29B

 

B-47E

 

B-52G*

 

B-52H*

 

Первый полёт, год

1943

 

1942

 

1953

 

1958

 

1961

 

Число и тип двигателей

4 ПД

 

4 ПД

 

6 ТРД

 

8 ТРД

 

8 ТРДД

 

Мощность двигателя, кВт

895

 

1640

 

-

 

-

 

-

 

Тяга двигателя, кН

-

 

-

 

26,7

 

61,3

 

75,6

 

Длина самолёта, м

22,7

 

30,18

 

33,48

 

48,03

 

47,5

 

Высота самолёта, м

5,82

 

9,02

 

8,51

 

12,4

 

12,4

 

Размах крыла, м

31,62

 

43,05

 

35,36

 

56,39

 

56,39

 

Площадь крыла, м2

131,9

 

161,3

 

132,7

 

371,6

 

371,6

 

Взлетная масса, т:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нормальная

24,95

 

-

 

-

 

-

 

-

 

перегрузочная

29,71

 

62,37

 

93,76

 

221,5

 

227—229

 

Масса пустого самолёта, т

16,39

 

31,4

 

36,63

 

78,6

 

св. 80

 

Бомбовая нагрузка, т: нормальная

2,72

 

-

 

-

 

св. 9,1

 

св. 9,1

 

перегрузочная

7,98

 

9,07

 

9,07

 

до 30

 

23

 

Максимальная дальность полёта, км

 

5200

 

6760

 

6440

 

12070

 

св. 16000

 

Максимальная скорость полёта, км/ч

 

462

 

586

 

976

 

960

 

960

 

Потолок, м

10850

 

9750

 

12340

 

16760

 

17000

 

Экипаж, чел

8—10

 

10

 

3

 

6

 

6

 

Вооружение: пушки

-

 

-

 

2X20 мм

 

-

 

1X20 мм

 

пулемёты

13Х 12,7мм

 

11X12,7 мм

 

-

 

4X12,7 мм

 

-

 

* Данные до начала модификации самолёта в носитель крылатых ракет

 

Табл. 2 — Гражданские самолеты «Боинг»

Основные данные

 

707-120B

 

707-320B

 

727-200*

 

737-200*

 

737-300

 

737-400

 

737-500

 

Первый полёт, год

1960

 

1962

 

1972

 

1971

 

1984

 

1988

 

1989

 

Число и тип двигателей

4 ТРД

 

4 ТРДД

 

3 ТРДД

 

2 ТРДД

 

2 ТРДД

 

2 ТРДД

 

2 ТРДД

 

Тяга двигателя, кН

75,6

 

80,1

 

71.2

 

71,2

 

97,9

 

97,9

 

89

 

Длина самолета, м

 

44

 

46,6

 

46,7

 

30,53

 

33,4

 

36,4

 

31

 

Высота самолёта, м

12,8

 

12,9

 

10,4

 

11,3

 

11,1

 

11,1

 

11,1

 

Размах крыла, м

39,9

 

44,4

 

32,9

 

28,35

 

28,9

 

28,9

 

28,9

 

Площадь крыла, м2

226

 

274

 

153,3

 

102

 

105,4

 

105,4

 

105,4

 

Максимальная ширина фюзеляжа, м

3,76

 

3,76

 

3,76

 

3,76

 

3,76

 

3,76

 

3,76

 

Взлётная масса, т

117

 

148,3

 

95,03

 

53,07

 

56,47

 

62,82

 

52,39

 

Масса снаряжённого самолёта, т

54,8

 

62,7

 

46,16

 

27,4

 

31,65

 

34,47

 

30,90

 

Максимальное число пассажиров

174

 

189

 

189

 

130

 

149

 

168

 

132

 

Максимальная коммерческая нагрузка, т

 

21,5

 

23,6

 

18,6

 

15,69

 

16,03

 

17,74

 

15,63

 

Дальность полёта при максимальной коммерческой нагрузке, км

6820

 

9700

 

5371

 

3084

 

2923

 

3611

 

2519

 

Коммерческая нагрузка при увеличенном запасе топлива, т

14,35

 

12,8

 

16,37

 

10,05

 

8,7

 

13,2

 

5,28

 

Максимальная дальность полёта при увеличенном запасе топлива, км

8500

 

12300

 

6020

 

5269

 

5902

 

5241

 

6389

 

Крейсерская скорость полёта, км/ч

850—900

 

865—965

 

865—982

 

865—982

 

794—908

 

797— 912

 

795-912

 

Экипаж, чел

4

 

4—5

 

3

 

2

 

2

 

2

 

2

 

* Усовершенствованный вариант

Продолжение табл. 2

Основные данные

 

747-200B

 

747SP

 

747-300

 

747-400

 

757-200

 

767-300

 

Первый полет

 

1970

 

1975

 

1983

 

1988

 

1982

 

1986

 

Число и тип двигателей

 

4 ТРДД

 

4 ТРДД

 

4 ТРДД

 

4 ТРДД

 

2 ТРДД

 

2 ТРДД

 

Тяга двигателя, кН

 

244

 

209

 

244

 

252

 

178

 

224

 

Длина самолета, м

 

70,7

 

56,3

 

70,7

 

70,7

 

47.32

 

54.9

 

Высота самолета, м

19,3

 

20

 

19,3

 

19,3

 

13,56

 

15,9

 

Размах крыла, м

 

59,9

 

59,6

 

59,6

 

64,3

 

38,05

 

47,6

 

Площадь крыла, м2

 

512

 

512

 

512

 

525

 

185,25

 

283,3

 

Максимальная ширина фюзеляжа, м

 

6,5

 

6,5

 

6,5

 

6,5

 

3,76

 

6,03

 

Взлетная масса, т

 

377,85

 

317,52

 

377,85

 

394,63

 

108,8

 

159,21

 

Масса снаряжённого самолёта, т

170,4

 

147,97

 

174,04

 

177,67

 

58,26

 

87,14

 

Максимальное число пассажиров

550

 

440

 

660

 

660

 

239

 

 

 

Максимальная коммерческая нагрузка, т

 

68,63

 

38

 

68,63

 

65

 

26,1

 

 

 

Дальность полёта при максимальной коммерческой нагрузке, км

11000

 

12240

 

10500

 

12700

 

5840

 

5980

 

Коммерческая нагрузка при увеличенном запасе топлива, т

43,11

 

15,76

 

39,12

 

41,97

 

17,2

 

21,14

 

Максимальная дальность полёта при увеличенном запасе топлива, км

13690

 

15150

 

13590

 

15390

 

8460

 

9965

 

Крейсерская скорость полёта, км/ч

896-939

 

905-935

 

907-939

 

907—939

 

850-935

 

850-900

 

Экипаж, чел

3

 

3

 

3

 

2

 

2

 

2

 

Энциклопедия авиации