Алфавитный указатель

Чувствительность управления

Чувствительность управления летательного аппарата — свойство ЛА и системы управления реагировать на отклонения рычагов управления и (или) приложенные к ним усилия. В качестве показателей, характеризующих Ч. у., рассматриваются отношения приращений усилий P, прилагаемых к рычагам управления, или перемещений X рычагов управления к приращениям нормальной перегрузки пy, угловой скорости крена ωx и др. аналогичных параметров стационарного движения ЛА (в пределе — производные; собственно Ч. у. обратно пропорциональна такого рода показателям). Эти показатели являются основными нормируемыми величинами, определяющими приемлемую управляемость ЛА. Экспериментально при моделировании на пилотажных стендах и по результатам лётных исследований устанавливаются оптимальные и допустимые значения этих показателей. Невыполнение требований по Ч. у. (в особенности слишком малые значения показателей) может привести к невозможности нормального управления ЛА вплоть до «раскачки» его лётчиком и возникновения аварийной ситуации, что является следствием неустойчивости замкнутой системы «ЛА — лётчик», выражающейся в появлении нарастающих колебаний ЛА при управлении лётчиком, хотя по отдельности и ЛА и лётчик как звено управления — устойчивы. Приемлемые значения показателей, характеризующих Ч. у., обеспечиваются выбором рациональной эффективности органов управления и кинематических параметров проводки управления (соотношением между отклонением рычага управления и усилия на нём и отклонением органов управления).

Энциклопедия авиации