Алфавитный указатель

Электроснабжение

Электроснабжение летательного аппарата — обеспечение электропитанием потребителей, установленных на борту ЛА. Система Э. состоит из системы генерирования (СГ) и системы распределения (СР) электроэнергии. СГ — совокупность источников или преобразователей электроэнергии (генераторов, преобразовательных установок рода тока и напряжения, аккумуляторов), устройств стабилизации напряжений и частот тока, устройств параллельной работы, защиты, управления и контроля, которые обеспечивают выработку электроэнергии и поддержание её характеристик в заданных пределах в точках регулирования при всех режимах работы системы. СР — совокупность устройств, передающих электроэнергию от СГ к распределительным устройствам (РУ) и от РУ к потребителям. СР обеспечивает выполнение необходимых коммутаций, резервирование электропитания потребителей и защиту силовых проводов от коротких замыканий и недопустимых перегрузок.

Системы Э. могут быть первичными и вторичными. Первичной называется система, генераторы которой приводятся во вращение маршевыми двигателями самолёта, редуктором несущего винта вертолёта или вспомогательной силовой установкой. Вторичной называется система, питаемая преобразующими устройствами от первичной. На ЛА обычно используется первичная система переменного трёхфазного тока стабильной частоты 400 Гц с номинальным напряжением 220/115 В. Вторичной является система постоянного тока с напряжением 27 В. Иногда на лёгких самолётах система постоянного тока используется в качестве первичной. Применяются первичные системы переменного тока нестабильной частоты. В этом случае вторичными являются системы переменного тока стабильной частоты и постоянного тока.

Источниками энергии в первичной системе переменного тока являются электромашинные генераторы. Генератор снабжается регуляторами напряжения, частоты и устройствами управления и защиты. Иногда предусматриваются устройства для параллельной работы генераторов. Источниками энергии во вторичной системе являются выпрямительные устройства, состоящие из трансформатора, выпрямителя и фильтра. Для аварийного электропитания используются аккумуляторные батареи. Аварийными источниками переменного тока являются статические преобразователи. Иногда в качестве аварийных источников используются генераторы с приводом от гидродвигателя или ветродвигателя, который в случае необходимости выпускается в поток воздуха.

Генераторы первичной системы присоединяются к центральному РУ. Линии питающей сети связывают центральное РУ с другими РУ. К шинам РУ присоединяются линии электропитания потребителей. Линии питающей сети и потребителей защищаются от коротких замыканий плавкими предохранителями или автоматическими выключателями. Для обеспечения надёжности и живучести системы Э. отечественных самолётов имеют не менее двух раздельных каналов.

Лит.: Электроснабжение летательных аппаратов, под ред. Н. Т. Коробана, М., 1975; Брускин Д. Э., Синдеев И. М., Электроснабжение летательных аппаратов, М., 1988.

Энциклопедия авиации