Алфавитный указатель

Эффект влияния земли

Эффект влияния земли — изменение аэродинамических характеристик ЛА при приближении его к экранирующей поверхности земли, воды, ВПП и др. Проявляется при взлёте и посадке самолётов и др. ЛА. Э. в. з. становится заметным при расстояниях h от земли, соизмеримых с хордой b крыла самолёта или диаметра d несущего винта вертолёта, и усиливается по мере приближения к её поверхности. С приближением к поверхности земли аэродинамическое сопротивление, как правило, уменьшается, а подъёмная сила увеличивается, что ведёт к росту аэродинамического качества; изменяются и моментные характеристики. Сопротивление уменьшается в основном благодаря уменьшению вблизи земли индуктивных скосов потока и соответственно индуктивного сопротивления. Увеличение подъёмной силы связано в основном с возрастанием давления на нижней поверхности крыла (так называемый эффект динамической подушки). При относительных расстояниях от экрана H = h/b (h/d) меньше 0,2—0,3 приращение подъёмной силы крыла может достигать 40—50% её значения в неограниченном потоке. Приближение к экрану не только увеличивает значение коэффициента подъёмной силы cy (см. Аэродинамические коэффициенты), но и меняет его зависимость от угла атаки α, делая её более крутой и уменьшая значение критического угла атаки Однако этот эффект существенен при небольших значениях коэффициента cy, не превышающих 1—1,5. При больших значениях cy несущая способность крыла с приближением к экрану может не изменяться или даже снижаться. Для механизированного крыла, например при cy =2—3, на высоте приближение к экрану уменьшает это значение. Уменьшение подъёмной силы вблизи земли возможно на некоторых режимах у самолётов вертикального или короткого взлёта и посадки, имеющих струйные устройства для создания подъёмной силы.

Существенное возрастание подъёмной силы и аэродинамического качества крыла вблизи экранирующей поверхности явилось одной из предпосылок для разработки экранопланов. Иногда Э. в. з. называется экранным эффектом.

Энциклопедия авиации