Алфавитный указатель

Фенестрон

Фенестрон (от лат. fenestra — окно) — балансировочное (см. Балансировка) и рулевое устройство вертолёта с одним несущим винтом; представляет собой винт (вентилятор), установленный в тоннеле в киле вертолёта. Получил широкое применение на лёгких вертолётах [Аэроспасьяль SA360 — SA366 (Франция) и др.] в 70—80‑х гг. Ф. эффективен, если глубина h тоннеля составляет не менее 0,8 радиуса R винта Ф., плоскость винта расположена на расстоянии около 0,25h от плоскости входа, расширение тоннеля после плоскости винта умеренное и протекание воздуха безотрывное. Отношение тяги Tв винта к полной тяге Т устройства Тв/Т = F/(2F), где F — ометаемая винтом площадь, F — площадь поперечного сечения свободной струи после выхода из тоннеля. Относительный (вентиляторный) кпд определяется формулой η0 = T3/2/[2N(ρF)1/2], где ρ — плотность воздуха, N — расходуемая мощность. Кпд Ф. (достигнут η0 = 0,86) значительно выше, чем кпд открытого рулевого винта ввиду отсутствия сжатия струи (F>F) и бóльшей скорости протекания. Кроме того, потери энергии меньше ввиду бóльшего отношения F/F. Поэтому радиус винта Ф. меньше в 2,2 раза радиуса равноценного (по тяге и мощности) открытого рулевого винта. В скоростном полёте без угла скольжения β винт Ф. работает почти в условиях работы на месте. При скольжении изменение тяги Ф. пропорционально β2, вследствие чего необходим киль для обеспечения статической путевой устойчивости.

Недостатками Ф. являются значительное увеличение толщины и массы киля, высокочастотный шум, нелинейности в характеристиках путевого манёвра.

Энциклопедия авиации