Алфавитный указатель
Гидроканал
гидроканал, опытовый бассейн, — сооружение для испытаний буксировкой моделей судов, гидросамолётов и др. Обычно Г. представляет собой бассейн; вдоль его бортов укладывают рельсы, по которым с помощью электропривода перемешается с заданной скоростью (до 30 м/с) буксировочная тележка. Модель крепится к тележке системой тяг, связанных с динамометрами и индикаторами углов хода. Во время экспериментов измеряются подъёмные силы, сопротивление, углы тангажа, оценивается брызгообразование, осуществляется визуализация течений и т. п.
При буксировке моделей судов или лодок гидросамолётов в Г. по поверхности воды существенны силы инерции, тяжести и трения, то есть подобия законы Фруда и Рейнольдса. Однако удовлетворить обоим этим законам подобия одновременно практически не удаётся и обычно отдаётся предпочтение закону подобия, характеризующемуся числом Фруда Fr(Fr = V2/gL; V — скорость набегающего потока, g — ускорение свободного падения, L — характерный линейный размер), поскольку при этом моделируются подъёмные силы, волнообразование и поведение модели в целом (брызгообразование и естественная кавитация при выполнении закона подобия Фруда полностью все же не моделируются). Рейнольдса числа получаются значительно меньше натурных, поэтому силы трения и их влияние на течение учитываются специальными поправками (масштабный эффект).
Большие Г. (длина 1000—1500 м, ширина 20—25 м, глубина 5—10 м) имеют многотонную буксировочную тележку, на которой размещаются бригада экспериментаторов, измерительная, киносъёмочная и вычислительная техника. Малые Г. снабжаются лёгкой буксировочной тележкой (без экипажа), приводимой в движение линейным двигателем и снабжённой автоматической регистрирующей аппаратурой. Практически все Г. оборудуются устройствами для образования волн (волнопродукторами).
Энциклопедия авиации
Осеена уравнения
Осеена уравнения, Осена уравнения [по имени шведского учёного К. В. Осена (С. W. Oseen)], — описывают медленные стационарные течения сильно вязких жидкостей. Получаются линеаризацией Навье — Стокса уравнений, в которых сохранены главные инерционные члены, в пределе…
Транспортный летательный аппарат
Транспортный летательный аппарат. К транспортным относят ЛА, предназначенные для воздушной транспортировки грузов, а часто также (особенно в зарубежной литературе) и пассажирские ЛА. См. ст. Грузовой летательный аппарат, Военно-транспортный летательный аппарат,…
Шайбы концевые
Шайбы концевые — пластины круглой или эллиптической формы, устанавливаемые вертикально в концевых сечениях крыла. Предназначены для ослабления выравнивания давления в концевых частях крыла, обусловленного перетеканием воздуха с нижней поверхности крыла на…
Дублет
дублет в аэро- и гидродинамике — то же, что диполь.
Фёдоров Иван Евграфович
Фёдоров Иван Евграфович (р. 1914) — советский лётчик-испытатель, полковник, Герой Советского Союза (1948). Окончил Ворошиловградскую военную школу пилотов (1932), Липецкие высшие курсы усовершенствования командиров полков — бригад (1939), курсы лётчиков-испытателей…
Элевоны
Элевоны [от лат. elevator — поднимающий и (элер)он] — аэродинамические органы управления и балансировки самолёта, сочетающие в себе функции руля высоты и элеронов (отсюда название). Располагаются вдоль задней кромки крыла…
Всесоюзный институт легких сплавов
всесоюзный институт легких сплавов (ВИЛС) — создан в 1961 в Москве. Осуществляет разработку технологии производства полуфабрикатов для авиационной промышленности, других отраслей техники и новых материалов для народного хозяйства. Институт разрабатывает процессы…
Бомбардировщик
бомбардировщик — боевой самолёт, предназначенный для поражения авиационными бомбами (торпедами) наземных (подземных) или надводных (подводных) целей; является основной ударной силой военно-воздушных сил. Б. может нести бомбы различных калибров (как обычные, так…
Гвадалахарская конвенция 1961
Гвадалахарская конвенция 1961 — см. в статье Варшавская конвенция 1929.
- 1
- 2
- 3