Алфавитный указатель

Григоровича самолёты

Григоровича самолёты. В период 1908—1935 Д. П. Григоровичем создано 80 самолётов разнообразных типов, в числе которых гидросамолёты различного назначения, истребители и другие самолёты сухопутного базирования. Многие из них были в серийном производстве, некоторые строились в единственном экземпляре (это варианты, предшествовавшие серийному образцу, самолёты нового типа и т. п.). Основные данные некоторых самолётов приведены в таблицах 1 и 2.

М-1 (морской первый) — летающая лодка (ЛЛ), построенная по образцу французской лодки «Донне-Левек» с внесением ряда конструктивных изменений. Схема — полутораплан с толкающим воздушным винтом — будет характерна для многих гидросамолётов Григоровича. Кабина двухместная (сидения рядом).

М-2, М-3. М-4 — ЛЛ с увеличенными по сравнению с М-1 размерами, изменёнными обводами корпуса и профилем крыльев, более мощными двигателями; построены с целью достигнуть более высоких лётных и мореходных качеств. Весной 1915 Морское ведомство приняло 4 экземпляра лодки М-4.

М-5 — одна из лучших ЛЛ своего времени, отработанная по форме корпуса, коробке крыльев и компоновке в целом на основе предшествующих моделей. Каркасы лодки и крыльев деревянные, обшивка лодки из фанеры, обтяжка крыльев — миткаль. Экипаж — 2 человека. Отличалась хорошими мореходностью (преодолевала волну высотой до 0,5 м) и пилотажными свойствами. Выпущена в начале 1915. В военных действиях использовалась как разведчик (мог устанавливаться пулемёт), но после выпуска М-9 стала применяться в учебных целях (для подготовки морских лётчиков). В 1915—1923 выпущено около 300 экземпляров.

М-6, М-7, М-8 — опытные ЛЛ, выполненные по образцу М-5, но с изменёнными обводами.

М-9 — ЛЛ с увеличенными по сравнению с М-5 размерами, трёхместная. Устанавливались двигатели мощностью от 95,6 до 162 кВт (в основном 110 кВт). Отличалась хорошими мореходными и пилотажными характеристиками. В сентябре 1916 Я. И. Нагурский с пассажиром на борту выполнил на М-9 (на гидросамолёте — впервые) две петли Нестерова подряд. Предназначалась для разведки, могла проводить бомбометание. В передней кабине устанавливался шкворневой пулемёт (на некоторых экземплярах пушка). Применялась в Первой мировой и Гражданской войнах. В 1916—1923 построено около 500 экземпляров. Создание М-9 (наряду с М-5) было одним из наиболее значительных достижений Григоровича в гидроавиации.

М-15 — дальнейшее развитие ЛЛ М-9 со значительным уменьшением размеров. Вследствие нехватки двигателей выбранного типа ЛЛ М-15 была построена в небольшом количестве и использовалась главным образом как тренировочный самолёт.

М-16 — поплавковый гидросамолёт-разведчик. Двухместный биплан с ферменным хвостом, толкающим воздушным винтом, с двумя главными и одним хвостовым поплавком. Построено 40 экземпляров.

М-17 — незначительное видоизменение ЛЛ М-15. Построено несколько экземпляров.

М-20 — ЛЛ, сходная с М-5, но с двигателем «Рон» мощностью 88,3 кВт. Выпущена в небольшом количестве, применялась в Гражданской войне.

МК-1 (морской крейсер) — однопоплавковый гидросамолёт больших (для своего времени) размеров, постановщик мин, дальний разведчик и бомбардировщик. Трёхдвигательный фюзеляжный биплан с закрытой кабиной экипажа; воздушные винты тянущие. В носовой части поплавка на рабочем месте стрелка наблюдателя предусматривалась установка крупнокалиберной пушки (до 3 дюймов). Этот оригинальный по замыслу самолёт постигла неудача — в первой попытке взлёта он затонул на разбеге. Экипаж спасся, самолёт получил большие повреждения и не восстанавливался.

ГАСН (гидроаэроплан специального назначения), СОН (самолёт особого назначения) — двухдвигательный двухпоплавковый гидросамолёт, первый в мире морской торпедоносец. Был оборудован двумя стрелковыми установками — одна перед рабочими местами двух лётчиков, другая — за коробкой крыльев. Из 10 заказных самолётов был построен один, проходивший лётные испытания в 1917. В 1920 испытания возобновились, но вскоре были прекращены.

М-11 — одноместный морской истребитель типа ЛЛ (опытный образец и несколько тренировочных самолётов — двухместные). Вооружение — неподвижный пулемёт, установленный перед кабиной под обтекателем. Для защиты лётчика и двигателя применено бронирование. Самолёт предназначался для сопровождения лодок М-9, но в основном использовался как разведчик. В эксплуатации было около 60 экземпляров.

М-12 — видоизменение М-11 с некоторыми отличиями в оперении и форме носовой части лодки. Выпущено несколько экземпляров.

М-24 и М-24бис — развитие ЛЛ М-9 (с изменениями) под более мощные двигатели (162 и 191 кВт). Построено 40 экземпляров М-24 и 20 экземпляров М-24бис.

МРЛ-1 (морской разведчик с двигателем «Либерти») — ЛЛ, одностоечный биплан с толкающим воздушным винтом. Построен 1 экземпляр. Испытания показали необходимость совершенствования самолёта, что привело к созданию следующей модели.

МР-2 по схеме аналогичен МРЛ-1, но с увеличенными размерами. Самолёт потерпел катастрофу в ходе лётных испытаний (выполненные позднее в Центральном аэрогидродинамическом институте испытания модели в аэродинамической трубе выявили недостаточную продольную устойчивость МР-2).

МУ-2 — учебный ЛЛ с металлическим корпусом и отечественным двигателем М-11. Самолёт оказался перетяжелённым и в серии не строился.

РОМ-1 (разведчик открытого моря, МДР-1) — морской дальний разведчик, ЛЛ с поплавками боковой остойчивости. Два двигателя установлены по схеме «тандем» толкающим и тянущим воздушными винтами. Конструкция смешанная: корпус лодки, нижнее крыло и поплавки из кольчугалюминия, верхний крыло деревянное с полотняной обтяжкой, хвостовое оперение из кольчугалюминия с полотняной обтяжкой. Вооружение — бомбы и четыре пулемёта в двух турельных установках. Самолёт проходил лётные испытания, но вследствие перетяжеления, неблагоприятной центровки и т. п. в серии не строился.

РОМ-2 (МДР-1) — развитие РОМ-1 с двумя двигателями, установленными параллельно (с тянущими воздушными винтами), и измененными обводами корпуса лодки. Летные качества улучшились, но не отвечали требованиям начала 30‑х гг. (в серии не строился).

И-1 — первый опытный сухопутный истребитель Григоровича (разрабатывался одновременно с И-1 Н. Н. Поликарпова по аналогичному заданию, отсюда одинаковые обозначения). Одноместный одностоечный биплан деревянной конструкции с полотняной обшивкой.

И-2 — развитие И-1. Отличия: отсутствие поперечного V крыла, монококовый фюзеляж овального сечения (вместо расчалочного), улучшенные капоты двигателя и т. д. Вооружение — два пулемёта ПВ-1 с синхронизаторами стрельбы. Самолёт был принят для серийного производства.

И-2бис — серийный вариант с некоторыми переделками по сравнению с И-2 (в средний часть фюзеляжа для повышения прочности введена сварная ферма, увеличены размеры кабины и др.). По существу, это был первый советский истребитель, выпушенный значительной серией (211 экземпляр).

И-Z (пушечный истребитель «Z») — одноместный истребитель, подкосный низкоплан с мощным пушечным вооружением. Увеличение калибра оружия стало возможным благодаря созданию Л. В. Курчевским так называемых динамореактивных пушек с малой отдачей (отдача компенсируется реакцией отбрасываемых назад газов). На И-Z были установлены две трёхдюймовые АПК (автоматические пушки Курчевского) под крылом и синхронный пулемёт ПВ-1. Передняя часть фюзеляжа с кабиной взята от И-5, хвостовая часть фюзеляжа — дуралюминовый монокок овального сечения с большим вертикальным оперением и высоко поднятым подкосным горизонтальным оперением (чтобы ослабить воздействие отбрасываемых пушками газов). Крыло (на серийных самолётах) деревянной конструкции. В 1933—1935 построен 71 самолёт.

В связи с последующим успешным развитием скорострельных авиационных пушек меньшего калибра пушки АПК распространения не получили.

ИП-1 (истребитель пушечный, ДГ-52) — одноместный истребитель, свободнонесуший моноплан с полуубирающимся назад шасси. Конструкция крыла и фюзеляжа металлическая (обтяжка рулей — полотно). Воздушный винт с изменяемым на земле шагом. Вооружение: на опытных образцах две АПК, на серийных — две пушки ШВАК и шесть пулемётов ШКАС. В 1936—1937 выпущено 200 самолётов.

ИП-4 (ДГ-53) — модификация ИП-1 уменьшенных размеров. Построен 1 экземпляр.

СУВП (самолёт «Укрвоздухпуть») — подкосный высокоплан с открытой кабиной лётчика и трёхместной пассажирской кабиной. Построен по заказу общества «Укрвоздухпуть» и эксплуатировался на воздушных линиях Украины (серийно не выпускался). Конструкция смешанная: фюзеляж и подкосы крыла сварные из стальных труб, крыло и оперение деревянные, вся обтяжка из полотна.

Э-2 (ДГ-55) — спортивно-тренировочный двухместный моноплан деревянной конструкции с убирающимся шасси. Самолёт хорошо зарекомендовал себя в полётах, но в серии не строился.

С участием Григоровича (как соавтора проекта или консультанта) был осуществлён ещё ряд разработок, в числе которых истребитель И-5 (см. Поликарпова самолёты), тяжёлый бомбардировщик ТБ-5, тяжёлые штурмовики серии ТШ и другие.

Лит.: Шавров В. Б., История конструкций самолетов в СССР до 1938 г., 3 изд., М., 1936.

Табл. 1. — Гидросамолёты Д. П. Григоровича

Основные данные

 

М-1

 

М-5

 

М-9

 

М-16

 

МК-1

 

М-11

 

ГАСН (СОН)

 

Первый полёт, год

1914

 

1915

 

1916

 

1916

 

1616

 

1916

 

1917

 

Начала серийного производства, год.

-

 

1915

 

1916

 

1617

 

-

 

1917

 

-

 

Число, тип и марка двигателей

1 ПД «Гном»

 

1 ПД «Гном-Моносупап"

 

1 ПД «Сальмсон»

 

1 ПД «Сальмсон»

 

3 ПД:

«Рено" (2), «Испано» (1)

 

1 ПД «Рон»

 

2 ПД

"Реко"

 

Мощность двигателя, кВт

36,8

 

73,5

 

110

 

110

 

2X162, 1X103

 

80,9

 

162

 

Длина самолета, м

 

-

 

8,6

 

9

 

8,6

 

30

 

7,6

 

28

 

Размах крыла, м

 

-

 

13,62

 

16

 

18

 

16,5

 

8,75

 

-

 

Площадь крыла, м2

 

-

 

37,9

 

54,8

 

61,8

 

-

 

26

 

150

 

Взлётная масса, кг

620

 

960

 

1540

 

1450

 

-

 

926

 

-

 

Масса пустого самолёта, кг

420

 

660

 

1060

 

1100

 

-

 

676

 

-

 

Максимальная скорость, км/ч

100

 

105

 

110

 

110

 

-

 

148

 

110

 

Практический потолок, м

-

 

3300

 

3000

 

-

 

-

 

3000

 

-

 

Максимальная продолжительность полета, ч

 

-

 

4

 

3,5

 

4

 

-

 

2,7

 

-

 

 

Продолжение табл. 1

 

Основные данные

 

М-24

 

МРЛ-1

 

МР-2

 

МУР-1

 

РОМ-1

 

МУ-2

 

РОМ-2

 

Первый полет

 

1923

 

1925

 

1926

 

1926

 

1927

 

1928

 

1929

 

Начало серийного производства

 

1924

 

-

 

-

 

-

 

-

 

-

 

-

 

Число, тип и марка двигателей

1 ПД «Рено»

 

1 ПД «Либертн"

 

1 ПД

«Лоррен-Дитрих"

 

1 ПД

"Рон" (М-2)

 

2 ПД

"Лоррен. Дитрих»

 

1 ПД М-11

 

2 ПД

БМВ-VI

(М-17)

 

Мощность двигателя, кВт

 

162

 

331

 

331

 

88,3

 

331

 

80,9

 

500

 

Длина самолета

 

9

 

10,6

 

13,5

 

8

 

16

 

8,6

 

17,4

 

Размах крыла, м

 

16

 

13,2

 

15,6

 

11,5

 

28

 

11,8

 

26,8

 

Площадь крыла, м2

 

55

 

50

 

56,7

 

33

 

104,6

 

35,8

 

108,2

 

Взлетная масса, кг

 

1650

 

2600

 

2770

 

1000

 

5830

 

1086

 

6587

 

Масса пустого самолёта, кг

1200

 

1660

 

1770

 

700

 

4518

 

820

 

4250

 

Максимальная скорость, км/ч

130

 

185

 

179

 

129

 

165

 

136

 

180

 

Практический потолок, м

3500

 

3050

 

4200

 

3500

 

3470

 

3150

 

4500

 

Максимальная продолжительность полета, ч

 

-

 

5

 

5

 

3

 

5

 

3

 

5

 

 

Табл. 2 — Сухопутные самолёты Д. П. Григоровича.

Основные данные

 

И-2

 

И-2бис

 

СУВП

 

И-Z

 

ИП-1

 

Э-2

 

Первый полёт, год

 

1924

 

1925

 

1925

 

1931

 

1934

 

1935

 

Начало серийного производства, год

 

1926

 

1926

 

-

 

1933

 

1936

 

-

 

Число, тип и марка двигателей

 

1 ПД

«Либерти»

 

1 ПД

М-5

 

1 ПД

«Бристоль-

Люцифер"

 

1 ПД

М-22

 

1 ПД

М-25

 

2 ПД

«Циррус-

Гермес»

 

Мощность двигателя, кВт

 

311

 

331

 

73,5

 

353

 

460

 

88,3

 

Длина самолёта, м

 

7,32

 

7,32

 

8,4

 

7,65

 

7,2

 

7,9

 

Площадь крыла, м2

 

23,4

 

23,4

 

24,1

 

19,5

 

19,9

 

13,8

 

Размах крыла, м

 

10,8

 

10,8

 

13,7

 

11,5

 

10,9

 

11

 

Взлётная масса, кг

 

1530

 

1575

 

1150

 

1646

 

1880

 

1546

 

Масса пустого самолёта, кг

 

1130

 

1152

 

820

 

1180

 

1200

 

1061

 

Максимальная дальность полёта, км

 

650

 

600

 

-

 

600

 

-

 

2000

 

Максимальная скорость полёта, км/ч

 

242

 

235

 

139

 

259

 

343

 

296

 

Практический потолок, м

 

5800

 

5340

 

3050

 

7000

 

-

 

5000

 

Энциклопедия авиации