Алфавитный указатель

«Грумман»

«Грумман» (Grumman Aerospace Corporation) — авиаракетостроительная фирма США. Образована в 1929 как «Грумман эркрафт энджиниринг» (Grumman Aircraft Engineering Corporation), современное название с 1969. Основной поставщик авиационной техники военно-морских сил США. Во Второй мировой войне широко использовались разработанные фирмой палубные истребители F4F «Уайлдкэт» (первый полёт в 1939, построено около 8 тысяч), F6F «Хелкэт» (1942, построено 12275) и бомбардировщик ТВ «Аренджер» (1941, построено около 10 тысяч). Позднее фирма создала: палубные истребители F8F «Бэркэт» с поршневым двигателем (1943), реактивные F9F «Пантера» (1947, построено около 1 тысячи) и «Кугар» (1951, построено 1985), F11F «Тайгер» (1954), палубные самолёты противолодочной обороны AF «Гардиан» с поршневым двигателем (1949) и S-2. «Тракер» с двумя поршневыми двигателями (1952, построено более 1 тысячи), палубный самолёт дальнего радиолокационного обнаружения Е-1В «Трейсер» с двумя поршневыми двигателями (1956), гидросамолёт U-16 «Альбатрос» (1947), лёгкие палубные военно-транспортные самолёты С-1 с двумя поршневыми двигателями (1955) и С-2 с двумя турбовинтовыми двигателями (1963), разведывательный и легкий ударный самолет OV-1 «Мохок» с двумя турбореактивными двигателями (1959), реактивный самолет радиоэлектронной борьбы ЕА-6А (1963). Основные программы 80‑х гг.: производство палубных истребителей F-14 «Томкэт» (1970), самолетов радиоэлектронной борьбы EA-6B «Паулер» (1968) и палубных бомбардировщиков A-6 «Интрудер» (1960); постройка экспериментального истребителя X-29A (1984) с крылом обратной стреловидности; модификация истребителей-бомбардировщиков Дженерал Дайнемикс F-111 в вариант самолёта радиоэлектронной борьбы EF-111A. Основные данные некоторых самолётов фирмы приведены в таблице.

Табл. — Самолеты фирмы «Грумман»

Основные данные

 

F6F-3

 

A-6E

 

F-14A

 

E-2C

 

Первый полёт, год

1943

 

1970

 

1970

 

1971

 

Число и тип двигателей

1 ПД

 

2 ТРД

 

2 ТРДДФ

 

2 ТВД

 

Мощность двигателя, кВт

1490

 

-

 

-

 

3660

 

Тяга двигателя, кН

-

 

41,4

 

93

 

-

 

Длина самолёта, м

10,24

 

16,69

 

19,1

 

17,54

 

Высота самолёта, н

3,43

 

4,93

 

4,88

 

5,58

 

Размах крыла, м

13,06

 

16,15

 

19,64/11,65*

 

24,56

 

Площадь крыла, м2

 

31,03

 

49,1

 

52,5

 

65,03

 

Взлетная масса

нормальная

5,53

 

-

 

26,55

 

-

 

максимальная

6

 

26,53

 

33,72

 

23,6

 

Масса пустого самолёта, т

4,1

 

12,09

 

18,04

 

17,2

 

Максимальная боевая нагрузка, т

-

 

8,17

 

6,58

 

-

 

Максимальная скорость полёта, км/ч,

605 (при массе 5,16 т)

 

1037 (у земли)

 

2550

 

602

 

Максимальная дальность полёта, км

1746

 

1627 (с макс. боевой нагрузкой); 5222 (с подвесными баками)

 

3220

 

2580 (перегоночная)

 

Потолок, м

11430

 

12925

 

15240

 

9390

 

Экипаж, чел.

1

 

2

 

2

 

5

 

Вооружение или специальное оборудование.

6 пулемётов (12,7 мм)

 

До 30 бомб по 227 кг или 3 бомбы по 908 кг и 2 подвесных топливных бака

 

Пушка М-61 (20 мм, 675 снарядов), до 16 УР, бомбы

 

РЛС AN/APS-125 (дальность обнаружения самолётов с высоты 9150 м480 км, крылатых ракет — 185 км)

 

* При изменении угла стреловидности от минимального до максимального 

Энциклопедия авиации