Алфавитный указатель

Гаагская конвенция 1970 о борьбе с незаконным захватом воздушных судов

Гаагская конвенция 1970 о борьбе с незаконным захватом воздушных судов. Участниками конвенции по состоянию на 1990 являлись 142 государства (СССР с 1970). Г. к. 1970 заключена в целях предотвращения актов незаконного захвата воздушных судов, принятия соответствующих мер для наказания преступников. Конвенция считает лицо, находящееся на борту судна во время его полёта, совершившим преступление, если оно захватило воздушное судно путём насилия, угрозы или запугивания, либо осуществило контроль над таким судном, либо пыталось совершить такое действие, либо было соучастником лица, его совершившего (ст. 1). Государства — участники Г. к. 1970 обязуются принимать в отношении лиц, совершивших такие преступления, суровые меры наказания.

Конвенция предусматривает правила, при которых государства-участники могут устанавливать свою юрисдикцию над таким преступлением и любыми другими актами насилия в отношении пассажиров или экипажа, совершёнными предполагаемым преступником. Процессуальные меры, которые могут принимать государства (заключение под стражу, предварительное расследование фактов, обеспечение контакта задержанного лица с представителем государства его гражданства, уведомление государства регистрации и другие государств о факте и причинах задержания и другие), во многом аналогичны соответствующим нормам Токийской конвенции 1963.

Важное значение имеет статья 7 конвенции, предусматривающая, что государство — ее участник, на территории которого оказался предполагаемый преступник, в случае, если оно не выдаёт такого преступника другому государству, обязано без каких-либо исключений и независимо от того, на какой территории совершено преступление, передать дело своим компетентным органам для уголовного преследования. Эти органы принимают решение по делу в соответствии с законом своего государства. Г. к. 1970 устанавливает неотвратимость выдачи преступника или его наказания, когда любое из действий, упомянутых в статье 1, совершено или близко к совершению, государства принимают все надлежащие меры для восстановления или сохранения контроля законного командира над воздушным судном. Пассажирам и экипажу должно быть оказано содействие в скорейшем продолжении следования к месту назначения, а воздушное судно и груз должны быть возвращены законным владельцам.

Г. к. 1970 применяется только в том случае, если место взлёта или фактической посадки воздушного судна находится вне пределов государства его регистрации (в противном случае применяется национальное законодательство).

Квалификация акта «незаконный захват» в качестве преступления, согласно положениям конвенции, ограничена периодом нахождения воздушного судна в полёте (то есть с момента закрытия всех внешних дверей воздушного судна после погрузки до момента открытия любой из таких дверей для выгрузки). В случае вынужденной посадки считается, что полёт происходит до тех пор, пока компетентные власти не примут на себя ответственность за воздушное судно и за лиц и имущество, находящихся на борту.

Лит.: Международное воздушное право, кн. 1, М. 1980.

Энциклопедия авиации