Алфавитный указатель

Харьковское авиационное производственное объединение

Харьковское авиационное производственное объединение — берёт начало от Харьковского авиационного завода имени Совнаркома УССР, образовано в 1926 на базе авиационных мастерских акционерного общества «Укрвоздухпуть». С 1932 — Харьковский завод опытного самолётостроения, с 1934 — завод № 135 Наркомтяжпрома. КБ завода возглавляли К. А. Калинин (1926—34), Д. П. Григорович (1934—35), И. Г. Неман (1936—38), П. О. Сухой (1939—40), П. Д. Грушин (1940—41). На заводе строились многие серийные и опытные самолёты, в том числе Калинина самолёты (К 2, К 3, К 4, К 5, К 6, К 7, К 9, К 10), ХАИ 1, И-Z, ИП 1, ХАИ 5 (Р 10), Су 2, Гр 1. В октябре — ноябре 1941 завод перебазирован в Пермь, где выпускал самолёты Су 2. В январе 1942 был расформирован. Воссоздан в августе 1943 как завод № 135 Наркомавиапрома на старой базе в Харькове и приступил к сборке истребителей Як 7, Як 3, Як 9 из готовых частей. В послевоенный период строились пассажирский самолёт Як 8, учебно-тренировочные самолёты Як 18, МиГ 15УТИ, в 50—80 х гг. основной продукцией стали пассажирские и транспортные самолёты (Ту 104, Ту 124, Ту 134, Ан 72, Ан 74). В 1976 на основе завода образовано ПО. Предприятие награждено орденами Октябрьской Революции (1984), Трудового Красного Знамени (1976).

Энциклопедия авиации