Алфавитный указатель

Хладоресурс топлива

Хладоресурс топлива — определяется количеством теплоты, которое можно передать топливу от нагретых элементов ЛА, масла, воздуха и пр. Численно физический X. т. равен изменению полного теплосодержания топлива в заданном интервале температур. Хладоресурс индивидуальных углеводородов в жидком состоянии в интервале от температуры плавления до температуры кипения возрастает по всем гомологическим рядам при увеличении числа атомов углерода п в молекуле. При n ≥ 10 углеводороды с одинаковым числом атомов углерода в молекуле имеют практически одинаковый хладоресурс в любом интервале температур. При реализации хладоресурса реактивных топлив возможны ограничения по температуре, накладываемые термостабильностью топлива.

По X. т. в жидкой фазе при атмосферном давлении на единицу массы и единицу объёма реактивные топлива существенно превосходят водород, метан, пропан, бутан. За реактивными топливами сохраняются преимущества и при использовании теплоты испарения, а также при нагревании до критической температуры.

Использование X. т. позволяет решать практические задачи тепловой защиты теплонапряжённых элементов силовых установок и систем ЛА, особенно сверхзвуковых. Предполагается использование топлива в качестве хладагента в охлаждаемых конструкциях гиперзвуковых ЛА. В табл. приведены значения физического хладоресурса некоторых углеводородов и реактивных топлив.

Табл. — Хладоресурс некоторых индивидуальных углеводородов и реактивных топлив (кДж/кг)

Хладагент

 

+ ls

 

Водород H2……………………

62

520

9750

Метан CH4…………………….

66

580

2040

Пропан C3H8…………………..

230

660

1695

Бутан C4H10……………………

295

680

1635

Октан C8H18…………………...

420

725

1445

Метилциклогексан C7H14…….

400

725

1445

Толуол C7H8…………………..

345

710

1270

Реактивные топлива*:

ТС‑1……………………………

450

930

1370

 

Т‑6……………………………..

570

1090

1335

 

* Хладоресурс отсчитан от — 60°С.

Примечание. В табл. — хладоресурс от температуры плавления до температуры начала кипения; ls — теплота испарения при давлении 100 кПа.

Энциклопедия авиации