Алфавитный указатель

Индикаторная скорость

индикаторная скорость — скорость летательного аппарата, которую в определенных условиях полёта будет показывать бортовой прибор-указатель (индикатор) системы, основанной на измерении разности давлений в динамических и статических камерах приёмника воздушных давлений (ПВД), если при этом давления в обеих камерах ПВД (полное давление заторможенного потока p* и атмосферное давление pH на высоте полёта) соответствуют их истинным значениям и без искажений передаются бортовому прибору. Такую систему ПВД называют идеальной. Характерной особенностью заложенного в систему ПВД принципа её работы является то, что она не позволяет непосредственно измерять воздушную скорость V летательного аппарата, а обычно фиксирует в зависимости от условий полета индикаторную земную скорость Vtз либо собственно И. с. Vt. Если бы pH и плотность воздуха ρH на высоте полета совпадали со значениями pc и ρc на уровне моря (см. Международная стандартная атмосфера), то система ПВД показывала, бы воздушную скорость. Если же было бы pH pc, а ρH отличалась от ρc, то указатель показал бы И. с. Во всех остальных случаях бортовой прибор идеальной системы ПВД индицирует индикаторную земную скорость летательного аппарата Vf(Vt, pH), причём Vif(V, ρH). И только при очень малых скоростях, когда можно пренебречь сжимаемостью воздуха, он покажет И. с. Vi.

И. с. является важным параметром движения летательного аппарата, зная который можно рассчитать как его воздушную скорость, так и действующие на летательный аппарат в полете аэродинамические силы и моменты, Для самолёта, кроме того, она однозначно определяет при заданных его массе и конфигурации и заданном Маха числе полета M, также угол атаки и коэффициент подъемной силы (см. Аэродинамические коэффициенты) в установившемся горизонтальном полёте.

Взаимосвязь между индикаторной, индикаторной земной и воздушными скоростями летательного аппарата можно получить, воспользовавшись уравнениями Бернулли для сжимаемого и несжимаемого газов и формулой Рэлея для сверхзвуковых течений. Она выражается зависимостями Vi =  Δ1/2V, VViVсж, V Vt1/2, где Δ  =  ρHc — относительная плотность воздуха на высоте полёта H, и δVсж — поправка на сжимаемость воздуха, учитывающая различие чисел M при V =  const на высоте H и на уровне моря в условиях стандартной атмосферы. Обычно эту поправку определяют расчетом, и его результаты представляют в виде трех номограмм: δVсжf(V, H); для M < 1 и V < ac; M≥1 и Vac; M≥1 и Vac, — где ac — скорость звука в воздухе в стандартных земных условиях.

Лит.: Ведров В. С., Тайц М. А., Летные испытания самолетов, М., 1951; Калиниченко Б. В., Летные характеристики самолетов с турбинными двигателями, М., 1986.

Энциклопедия авиации