Алфавитный указатель

Калинина самолёты

Калинина самолёты. В период 1922—1938 К. А. Калининым было создано 11 самолётов. Некоторые из них строилась серийно, в том числе в нескольких модификациях, другие остались опытными и внесли свой вклад в отработку рациональных конструкций для серийных образцов или в проверку оригинальных технических решений. Основные данные некоторых самолётов приведены в таблице.

К-1 — опытный пассажирский самолёт, создан в 1925 на Ремонтно-воздушном заводе №6 в Киеве. Его схема и конструкция типичны для пассажирских самолётов Калинина. Это подкосный высокоплан с крылом эллиптической фирмы в плане, одним двигателем, закрытой кабиной экипажа и неубирающимся шасси. Конструкция смешанная, деревянно-металлическая. Фюзеляж ферменный, сварной из стальных труб, с алюминиевой и полотняной (за пассажирской кабиной) обшивкой. Крыло и оперение с деревянным каркасом и обтяжкой из полотна. Самолёт успешно прошёл испытания. Для дальнейшего развития работ Калинин получил производственную базу в Харькове.

К-2 создан в 1927, по схеме подобен K-1 но цельнометаллической конструкции (в порядке опыта, не получившего продолжения) и с более мощным двигателем. Построен в нескольких экземплярах.

К-3 — санитарный самолёт, предназначенный для перевозки двух лежачих больных, на носилках и одного сопровождающего. Создан в 1927. Первый в стране самолёт такого типа.

Несколько экземпляров использовались в санитарной авиации.

К-4 — многоцелевой самолёт, создан в 1928. Построено 22 экземпляра в пассажирском, санитарном и аэрофотосъёмочном вариантах с двигателями БМВ-IV, Юнкерс L.5 и М-6. В 1929 лётчик М. А. Снегирёв, штурман И. Т. Спирин и бортмеханик С. В. Кеглевич выполнили на самолёте К-4 «Червона Украина» сложный для того времени перелёт протяжённостью свыше 10 тысяч км (с посадками).

К-5 создан в 1929, подобен предшествующим самолётам, но увеличенных размеров. Построено около 260 экземпляров с двигателями М-15, М.-22, М-17Ф. В 30‑е гг. широко применялся для пассажирских и грузовых перевозок, а также как санитарный самолёт и для десантирования парашютистов.

К-6 — почтовый самолёт, создан в 1930 по схеме подкосный парасоль с использованием крыла, оперения, шасси и некоторых другие узлов от К-5. Доставлял из Москвы в Харьков матрицы газеты «Правда». Серийно не строился.

К-9 (создан в 1930) и К-10 (создан в 1931, см. рис. 2) предназначались для применения в качестве лёгких связных, сельскохозяйственных, спортивных, учебно-тренировочных самолётов. Имели смешанную конструкцию, складывающиеся крылья (для хранения в небольших постройках), но отличались по схеме: К-9 — подкосный парасоль, К-10 — свободно-несущий моноплан. В серии не строились.

К-7 — тяжёлый семидвигательный бомбардировщик двухбалочной схемы, один из крупнейших самолётов своего времени, создан в 1933. В центроплане толстого крыла располагались топливные баки и нагрузка (7—10 т бомб, а в транспортных вариантах — 100 парашютистов или 120 пассажиров). Шесть двигателей были установлены в носках крыла и один в его задней части между балками. Шестиколёсное шасси неубирающееся. Круговая оборона обеспечивалась 12 огневыми точками (4 пушки, 8 пулеметов), расположенных в различных зонах самолета. Конструкция типовая для бомбардировщиков Калинина — каркас из труб металлическая и полотняная обшивка. На завершающем этапе заводских испытаний самолет потерпел катастрофу. Предполагалось построить еще два К-7 на авиационном заводе в Воронеже, куда в 1934 было переведено КБ Калинина, однако эти работы не были завершены.

К-12 — бомбардировщик схемы «бесхвостка», создан в 1936. Кили с рулями направления располагались на концах крыла, а органы управления по крену и тангажу — вдоль задней кромки крыла. Характеристики устойчивости и управляемости предварительно были изучены на специально построенном планёре аналогичной схемы. Вооружение: носовая и кормовая стрелковые установки, бомбы (до 500 кг). Самолёт построен в нескольких экземплярах.

К-13 — бомбардировшик-среднеплан с бипланным горизонтальным и двухкилевым вертикальным оперением, создан в 1937. Шасси, как и на К-12, убирающееся. Самолёт проходил лётные испытания, но в связи с арестом Калинина в 1938 работы были прекращены.

Лит.: Шавров В. Б., История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.. 3 изд., М., 1985; Из истории авиации и космонавтики, в. 26,37, М., 1975—1979; Харьковскому авиационному — 60 лет. М., 1986.

Табл. — Самолёты К. А. Калинина

Основные данные

 

Пассажирский К-1

 

Аэрофото-съёмочный К-2

 

Санитарные

Пассажирский К-5

 

К-3

 

К-4

Первый полёт, год

 

1925

 

1927

 

1927

 

1928

 

1931

 

Число, тип и марка двигателей

 

1 ПД «Сальмсон»

 

1 ПД БМ8-IV

 

1 ПД БМВ-IV

 

1 ПД М-6

 

1 ПД М-22

 

Максимальная мощность двигателя, кВт

 

125

 

177

 

177

 

250

 

353

 

Длина самолёта, м

 

10,72

 

11,25

 

11,23

 

11,35

 

15,36

 

Размах крыла, м

16,7

 

16,7

 

16,7

 

16,7

 

20,5

 

Площадь крыла, м2

 

40

 

40

 

40

 

40

 

66

 

Взлётная масса, т

1,972

 

2,3

 

2,3

 

2,4

 

3,9

 

Масса пустого самолёта, т

1,452

 

1,6

 

1,56

 

1,54

 

2,4

 

Число пассажиров

 

3—4

 

3

 

3

 

3

 

8

 

Максимальная скорость, км/ч

 

161

 

152

 

150

 

180

 

208

 

Практический потолок, м

3000

 

3680

 

3880

 

5500

 

4800

 

Максимальная дальность полёта, км

600

 

940

 

680

 

1100

 

820

 

Экипаж, чел.

 

1-2

 

2

 

2

 

2

 

2

 

 

Продолжение табл.

Основные данные

 

Почтовый

К-6

 

Многоцелевые

 

Бомбардировщики

 

К-9

 

К-10

 

К-7

 

К-12

 

К-13

 

Первый полёт, год

1930

 

1930

 

1931

 

1933

 

1936

 

1937

 

Число, тип и марка двигателей

 

1 ПД «Юпитер-IV»

 

1 ПД «Вальтер»

 

1 ПД М-11

 

7 ПД М-34Ф

 

2 ПД М-22

 

2 ПД АМ-34Ф

 

Максимальная мощность двигателя. кВт

309

 

44,1

 

80,9

 

610

 

353

 

610

 

Длина самолёта, м

11,65

 

7,59

 

7,03

 

28,19

 

10,32

 

13,4

 

Размах крыла, м

17,5

 

11,96

 

10,7

 

53

 

20,95

 

23

 

Площадь крыла, м2

 

48

 

22,6

 

17,48

 

457,7

 

72,5

 

78,7

 

Взлётная масса, т

2,62

 

0,745

 

1,035

 

36

 

4,2

 

7,6

 

Масса пустого самолёта, т

1,72

 

0,492

 

0,7

 

21,4

 

3,07

 

4,7

 

Число пассажиров

-

 

1

 

1

 

-

 

-

 

-

 

Максимальная скорость, км/ч

210

 

138

 

175

 

204

 

219

 

407

 

Практический потолок, м

6000

 

3000

 

3500

 

3630

 

7100

 

9000

 

Максимальная дальность полёта, км

1250

 

-

 

510

 

3030

 

1100

 

1500

 

Экипаж, чел.

2

 

1

 

1

 

12

 

3

 

3

 

Энциклопедия авиации