Алфавитный указатель

«Кёртисс»

«Кёртисс» (Curtiss Aeroplane and Motor Co.) — одна из старейших авиационных фирм США. Основана в 1910 Г. X. Кёртиссом. Деятельность начала с разработки гидросамолётов. Гидросамолёт А-1 (биплан с поршневым двигателем мощностью 56 кВт, с толкающим винтом, см. рис. в таблице IV) — первый самолёт, поступивший на вооружение Военно-морских сил США. За годы Первой мировой войны выпустила около 10 тысяч самолётов (в том числе свыше 6 тысяч учебно-тренировочных JN-4) и 75 тысяч двигателей. В 1919 на гидросамолёте NC-4 (первый полёт в 1918, биплан с четырьмя поршневыми двигателями мощностью 298 кВт каждый, длина самолёта 20,85 м, размах крыла 38,4 м, максимальная взлётная масса около 13 т, скорость около 150 км/ч, см. рис. в таблице IX) совершён первый трансатлантический перелёт (с несколькими посадками). В 20 е гг. фирма строила в основном военные самолёты (истребители, разведчики, бомбардировщики, в том числе палубные и гидросамолёты), был создан ряд рекордных моделей для международных соревнований (например, самолёт R. В, с убирающимся шасси). В 1929 вошла в состав фирмы «Кёртисс-Райт» (Curtiss-Wright Corporation) в результате слияния с двигателестроительной фирмой «Райт аэронотикзл» (Wright Aeronautical Corporation). Основной продукцией остались военные самолёты, в том числе истребитель Р-40 «Уорхоук» (первый полёт в 1938, см. рис. в таблице XX; построено около 15 тысяч в различных модификациях, в том числе P-40N:1 поршневой двигатель мощностью 1010 кВт, длиной 10,16 м, размах крыла 11,38 м, взлётная масса до 4,014 т, скорость до 610 км/ч), палубный пикирующий бомбардировщик SB2C «Хеллдайвер» (первый полёт в 1940, построено свыше 7 тысяч), военно-транспортные самолёты С-46 «Коммандо» (1940, свыше 3 тысяч). В годы Второй мировой войны фирма имела 17 заводов и персонал около 180 тысяч человек; выпустила около 23 тысяч самолётов и большое число поршневых двигателей. После 1945 построен ряд опытных самолетов, но фирме пришлось отказаться от собственных крупных авиационных программ. В 1951 её самолётостроительное отделение было закрыто, и в дальнейшем деятельность фирмы в авиационной области ограничивалась производством компонентов конструкций силовых установок (жидкостных ракетных двигателей, ракетных двигателей твёрдого топлива, роторных двигателей), систем управления, полуфабрикатов.

Энциклопедия авиации