Алфавитный указатель

Конструктивно-силовая схема

конструктивно-силовая схема — принципиальная схема расположения основных продольных и поперечных силовых элементов конструкции авиационной, а также размещения панелей, поперечных и продольных стыков, на которой указаны способы и типы крепления агрегатов планёра, двигателей, органов управления, грузов, показаны поперечные сечения основных элементов силового набора. К.-с. с. предопределяет способ восприятия и уравновешивания действующих внешних нагрузок и необходимые жесткостные характеристики летательного аппарата. Представленные на рис. 1 К.-с. с. крыльев летательного аппарата отличаются одна от другой числом лонжеронов в кессоне крыла, видом поперечных стыков панелей и направлением нервюр. В К.-с. с. могут быть приняты различнн расположения лонжеронов, вид поперечных и продольных панелей и число панелей (рис. 2, а и 2, б). Выбор К.-с. с. производится из условий обеспечения статической прочности конструкции, требуемых ресурсов, живучести, жёсткостных характеристик конструкции. Рациональной является К.-с. с., которая при минимальной массе материала силовых элементов удовлетворяет перечисленным требованиям. При создании К.-с. с. используются: традиционные решения на основе предшествующего опыта; упрощённые конструктивно-подобные модели (см. Динамически-подобная модель) для определения рациональных способов передачи усилий; метод синтеза К.-с. с., осуществляемый оптимизацией шарнирно-стержневой модели конструкции, по которой можно рассчитать кратчайшие пути передачи нагрузок; метод оптимизации изотропной модели конструкции и выбор на основе анализа напряжённо-деформированного состояния рационального распределения материала силовых элементов. Все эти методы позволяют создать предварительный вариант К.-с. с. Окончательный выбор К.-с. с. производится на стадии эскизного и рабочего проектирования после конструктивных проработок и проведения более точных поверочных расчётов на прочность.

Энциклопедия авиации