Алфавитный указатель

Конструкция авиационная

конструкция авиационная (от латинского constructio — построение) — совокупность образующих внутреннюю структуру и поверхность летательного аппарата простых технологически законченных изделий — конструктивных элементов, соединённых между собой. К. а. отличают аэродинамически совершенные формы поверхности, тонкостенность оболочки и каркасированность (оболочки подкреплены дискретно расположеными продольными и поперечными силовыми элементами). Тонкостенность, каркасированность, применение лёгких и высокопрочных конструкционных материалов (главным образом сплавов на основе алюминия, а также титановых сплавов и композиционных материалов) обеспечивают главные свойства К. а. — высокую удельную прочность и жёсткость. Несущая способность К. а. определяется ее конструктивно-силовой схемой. Основными полуфабрикатами для К. а. служат листы и специальные профили (стрингеры, пояса), которые присоединяются к листам при помощи болтов, заклёпок, сварки, склеивания, образуя продольный (силовые панели, балки, лонжероны, бимсы) и поперечный (нервюры, шпангоуты) силовой набор. Из элементарных частей собираются основные части конструкции летательного аппарата: фюзеляж (корпус), крыло, оперение, а также органы управления и средства механизации крыла. Можно выделить конструкции монококовые (см. Монокок, Полумонокок), состоящие из набора однородных элементов; моноблочные, у которых наличие усиленных элементов (поясов, бимсов) нарушает однородность; балочные (лонжеронные), общая прочность которых в основном обеспечивается балками (лонжеронами). Обособленное место среди К. а. занимает конструкция шасси, которая имеет высокую удельную прочность главным образом за счет применения в ней высокопрочных легированных сталей. Соединяются основные части К. а. при помощи узлов и деталей, посредством которых стыкуются усиленные силовые элементы. С помощью узлов и переходных конструкций (пилонов, ферм, держателей и т. п.) к основным частям К. а. крепятся двигатели и различные подвесные элементы (дополнительные топливные баки, контейнеры и т. п.). Значительное место в К. а. занимают второстепенные (с точки зрения прочности), так называемые несиловые части (носки и хвостики крыла и оперения, зализы, обтекатели и т. п.), которые, однако, имеют большое значение для обеспечения необходимых аэродинамических характеристик.

Некоторые элементы К. а. по своему назначению должны быть прозрачными для оптических или радиоизлучений (остекление кабин, обтекатели антенн). Эти элементы изготовляют из стекла (оргстекла) или радиопрозрачных материалов.

К К. а. предъявляются высокие и часто противоречивые требования аэродинамики, прочности и жёсткости, ресурса, живучести, минимальной массы, технологичности, простоты эксплуатационного обслуживания и т. п. При создании К. а. выбираются наиболее оптимальные решения с учётом всех предъявляемых к ней требований.

Лит.: Гиммельфарб Л. Л., Основы конструирования в самолетостроении, М.. 1971; Шульженко М. Н., Конструкция самолетов, 3 изд., М., 1971.

Энциклопедия авиации