Алфавитный указатель

Крен

крен (от французского carénе — киль; подводная часть судна или от голландского krengen — класть судно на бок) — отклонение плоскости симметрии летательного аппарата от местной вертикали к земной поверхности. Характеризуется углом К. и скоростью К. Угол крена γ — угол между поперечной осью OZ и осью OZm нормальной системы координат (см. Системы координат), смещённой в положение, при котором угол рыскания равен нулю. Угол К. считается положительным, когда ось OZg совмещается с осью OZ поворотом вокруг оси ОХ по часовой стрелке, если смотреть вдоль этой оси. При определении ориентации скоростной системы координат (СК) относительно нормальной используется скоростной угол крена γa, определяемый аналогично углу γ, но вместо оси OZ рассматривается боковая ось OZа. При описании движения ракет используют аэродинамический угол крена φn, определяемый как угол между осью OY и осью OYn CK, связанной с пространственным углом атаки. Креном летательного аппарата называется также движение, при котором происходит изменение угла крена; характеризуется скоростью крена ωx — проекцией угловой скорости летательного аппарата на его продольную ось. Скорость К. считается положительной при вращении летательного аппарата вокруг оси ОХ по часовой стрелке. При анализе К. часто используют безразмерную скорость К. —ωx, связанную со скоростью К. соотношением ω = ωxl/2V, где l — размах крыла летательного аппарата, V — скорость полета. Безразмерную скорость К. называют также углом винтовой линии, описываемой концом крыла. Манёвры К. используются, например, при разворотах, при выполнении фигур пилотажа, при заходе на посадку для парирования смещения траектории летательного аппарата относительно оси взлётно-посадочной полосы. Управление К. осуществляется органами поперечного управления (см. Органы управления). Самопроизвольный К. летательного аппарата называют валёжкой. См. также Боковое движение.

Энциклопедия авиации