Алфавитный указатель

«Локхид»

«Локхид» (Lockheed Corporation) — военно-промышленный концерн США с крупным авиаракетно-космическим сектором. Ведёт начало от основанной в 1912 братьями М. и А. Лоугхид (Longhead) фирмы «Алко хайдро-эроплейн компани» (Alco Hydro-Aeroplane Company), где они построили в 1913 первый летательный аппарат — гидросамолёт G. В 1913 фирма прекратила существование. В 1916 братья создали фирму «Лоугхид эркрафт мэньюфекчуринг компани» (Loughead Aircraft Manufacturing Company), деятельность которой в 1921 была прекращена. В 1926 фирма восстановлена под названием «Локхид эркрафт» (Lockheed Aircraft Company). В 1921—1931 под названием «Локхид эркрафт корпорейшен» (Lockheed Aircraft Corporation) была отделением корпорации «Детройт эркрафт» (Detroit Aircraft Corporation), с 1932 — самостоятельная фирма. Современное название с 1977. В 1916—1921 строились самолёты-бипланы с двумя поршневыми двигателями и колёсным или поплавковым шасси. Во второй половине 20‑х и начале 30‑х гг. основная продукция — лёгкие скоростные монопланы «Вега» с одним поршневым двигателем, на которых было установлено большое число авиационных рекордов, включая кругосветные перелёты, «Орион», «Альтаир» и «Сириус», в середине и конце 30‑х гг. — транспортные самолёты «Электра» L.10 и L.12 с двумя поршневыми двигателями, «Супер Электра» L.14 (первый полёт в 1937), L.18 «Лоудстар» (1939). К известным самолетам Второй мировой войны относятся бомбардировщики «Хадсон» (1938, создан на основе L.14, выпущено более 3200), PV-1 «Вентура» (1941) и его вариант PV-2 «Гарпун» (1943), истребитель Р-38 «Лайтнинг» (1939, выпущено 9924), военно-транспортный самолёт С-69 «Констеллейшен» (1943).

После войны выпускались реактивный истребитель P-80/F-80 «Шутинг стар» (1944, построено 1732) и его тренировочный вариант Т-33 (1948, построено 5691 в США и 866 по лицензиям), реактивный всепогодный перехватчик F-94 «Старфайр» (1949), морской патрульный самолёт Р-2 «Нептун» (1945, построен 1051), пассажирские самолёты «Констеллейшен» (1945), L-1049 «Супер констеллейшен» (1950) и «Старлайнер» (1956) с 4 поршневыми двигателями. В 1950‑х гг. были созданы сверхзвуковой истребитель F-104 «Старфайтер» (1954, выпущено около 2800 в США и других странах), пассажирский самолёт L.188 «Электра» с четырьмя турбовинтовыми двигателями (1957) и на его основе — самолёт противолодочной обороны Р-3 «Орион» (1958, построено около 650).

Концерн является разработчиком военно-транспортных самолётов: С-130 «Геркулес» (1954, к началу 90‑х гг. выпущено около 2000 в 40 вариантах), С-141 «Старлифтер» (1963), С-5А «Галакси» (1968, построен 81) и его варианта С-5В (1985); стратегических высотных разведчиков: дозвукового U-2 (1955; в 1981 на его основе создан тактический вариант TR-1) и сверхзвуковой SR-71 (1964, построено 32); палубных самолётов противолодочной обороны S-3A «Викинг» (1972). В начале 60‑х гг. концерн начал работы по скоростным вертолётам, в частности был разработан опытный боевой винтокрыл АН-56А «Шайенн» с двумя турбовинтовыми двигателями и дополнительным толкающим воздушным винтом (1967). В числе экспериментальных летательных аппаратов — самолёт вертикального взлёта и посадки XFV-1 с турбовинтовым двигателем и вертикальным положением фюзеляжа при взлёте и посадке (1954) и реактивный XV-4A «Хаммингбёрд» (1962), а также сверхзвуковой истребитель YF-12 (1963). Важной была программа создания широкофюзеляжного пассажирского самолёта L-1011 «Тристар» (1970, внешний диаметр фюзеляжа 5,97 м, до прекращения производства в 1983 построено 250). В конце 70‑х гг. концерн занялся разработкой малозаметных летательных аппаратов («стелс» техника, элементы которой использовались на самолётах SR-71). Был создан и поступил на вооружение дозвуковой ударный самолёт F-117 (1981, построено 59). «Л.» возглавлял группу фирм, создавших опытный истребитель YF-22 (1990), участвовал в проектировании экспериментального воздушно-космического самолёта Х-30 (NASP). До 1990 построено более 35,1 тысяч самолётов различных типов. Основные данные некоторых самолётов концерна приведены в таблице 1 и 2.

Табл. 1 — Гражданские самолёты концерна «Локхид»

Основные данные

 

L-1049G

 

L.188

 

L-1011-500

 

Первый полёт, год

1954

 

1957

 

1978

 

Число и тип двигателей

4 ПД

 

4 ТВД

 

3 ТРДД

 

Мощность двигателя, кВт

 

2840

 

2800

 

-

 

Тяга двигателя, кН

-

 

-

 

222

 

Длина самолёта, м

34,65

 

31,9

 

50,05

 

Высота самолёта, м

7,6

 

10

 

16,86

 

Размах крыла, м

 

37,5

 

30,2

 

50,08

 

Площадь крыла, м2

 

154

 

121

 

329

 

Взлётная

 

 

 

 

 

 

 

нормальная

 

-

 

49,9

 

-

 

максимальная

 

62,4

 

52,6

 

225

 

Масса пустого самолёта, т

 

32,5

 

25,4

 

109,3

 

Максимальная коммерческая нагрузка

9,85

 

12,1

 

41,8

 

Максимальная скорость полёта, км/ч

 

595

 

720

 

960

 

Максимальная дальность полёта, км (нагрузка, т)

9400(8)

 

4400

 

8480(41,8); 11760(21)

 

Экипаж, чел

5

 

5

 

3—5

 

Максимальное число пассажиров

94

 

98

 

330

 

 

Табл. 2 — Военные самолёты концерна «Локхид»

 

Основные данные

 

Истребители

 

Разведчики

 

 

 

P-38L

 

F-80C

 

F-104G

 

F-117

 

U-2A

 

SR-71A

 

TR-1

 

Первый полёт, год

 

1944

 

1947

 

1960

 

1981

 

1955

 

1964

 

1981

 

Число и тип двигателей

 

2ПД

 

1 ТРД

 

1 ТРДФ

 

2 ТРДД

 

1 ТРД

 

2 ТРДФ

 

1 ТРД

 

Мощность двигателя, кВт

 

1100

 

-

 

-

 

-

 

-

 

-

 

-

 

Тяга двигателя, кН

 

-

 

20,5

 

70,3

 

53,5

 

49,8

 

145

 

75,6

 

Длина самолёта, м

 

11,53

 

10,52

 

16,69

 

20,09

 

15,11

 

32,7

 

19,2

 

Высота самолёта, м

2,98

 

3,45

 

4,11

 

3,78

 

3,96

 

5,6

 

4,88

 

Размах крыла, м

 

15,85

 

12,17

 

6,68

 

13,21

 

24,38

 

16,94

 

31,39

 

Площадь крыла, м2

 

30,47

 

22,05

 

18,22

 

-

 

52,6

 

167,2

 

92,9

 

Взлётная масса, т:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нормальная

 

-

 

-

 

-

 

-

 

7,19

 

-

 

-

 

максимальная

 

9,8

 

7,65

 

13

 

23,8

 

7,83

 

77,1

 

18,14

 

Масса пустого самолёта, т

 

6,2

 

3,74

 

6,5

 

9,07

 

-

 

27,2

 

5,44

 

Боевая (перевозимая) нагрузка, т

0,73

 

0,91

 

1,8

 

2,27

 

-

 

-

 

-

 

Максимальная скорость полёта, км/ч

665

 

956

 

2100

 

М = 1

 

850

 

3220

 

690

 

Максимальная дальность полёта, км (нагрузка, т)

 

4185

 

1950

 

2625

 

-

 

6440

 

4800

 

4830

 

Радиус действия, км

-

 

-

 

-

 

643

 

-

 

-

 

-

 

Потолок, м

13200

 

13040

 

14200

 

-

 

24385

 

24400

 

27730

 

Экипаж, чел.

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

2

 

1

 

Число десантников

-

 

-

 

-

 

-

 

-

 

-

 

-

 

Вооружение

1 пушка (20 мм), 4 пулемёта (12,7 мм), бомбы

 

6 пулемётов (12,7 мм), бомбы, НАР

 

1 пушка (20 мм), 2-4 УР, бомбы

 

Бомбы (в т. ч. управляемые и 1 термоядерная), УР

 

-

 

-

 

-

 

Продолжение таблицы

Основные данные

 

Противолодочные

 

Военно-транспортные

 

P-3C

 

S-3A

 

C-130H

 

C- 141 B

 

C-5B

 

Первый полет, год

1966

 

1972

 

1964

 

1977

 

1985

 

Число и тип двигателей

4 ТВД

 

2 ТРДД

 

4 ТВД

 

4 ТРДД

 

4 ТРДД

 

Мощность двигателя, кВт

3660

 

-

 

3360

 

-

 

-

 

Тяга двигателя, кН

 

-

 

41,3

 

-

 

93,4

 

191

 

Длина самолета, м

35,61

 

16,25

 

29,79

 

51,3

 

75,74

 

Высота самолета, м

 

10,29

 

6,93

 

11,66

 

11,98

 

19,85

 

Размах крыла, м

30,37

 

20,9

 

40,42

 

48,74

 

67,88

 

Площадь крыла, м2

 

120,77

 

55,5

 

162,12

 

300

 

576

 

Взлётная масса, т;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нормальная

60,66

 

19,1

 

-

 

-

 

-

 

максимальная

64,41

 

22,7

 

79,38

 

146,56

 

379,66

 

Масса пустого самолета, т

23,12

 

11,8

 

32,42

 

63,9

 

169,64

 

Боевая (перевозимая) нагрузка.

 

6,22

 

-

 

19,76

 

41,2

 

120,06

 

Максимальная скорость полёта, км/ч,'

760

 

740

 

550

 

825

 

920

 

Максимальная дальность полета, км (нагрузка, т)

 

-

 

5500

 

3890 {19,68}

 

4730

 

5460 (118,39)

 

Радиус действия, км

2495

-

 

-

 

-

 

-

 

Потолок, м

8525

10700

 

10700

 

13700

 

10900

 

Экипаж, чел.

10

4

 

4

 

4

 

5

 

Число десантников

-

-

 

92

 

154

 

270

 

Вооружение

4 торпеды, 10 глубинных бомб (из них 2 ядерные)

4 торпеды, глубинные бомбы

 

-

-

-

 

Энциклопедия авиации