Алфавитный указатель

Люк

люк (от голландского luik) летательного аппарата — вырез в обшивке (оболочке) или в стенке конструкции летательного аппарата, служащий для входа или покидания летательного аппарата, а также обеспечивающий доступ для монтажа, обслуживания и загрузки. В условиях нормальной эксплуатации Л. закрыт створками, крышкой или дверью. Л. делятся на силовые и несиловые, герметичные и негерметичные. В силовых Л. двери (крышки, створки) связаны замками, упорами и болтами с окантовкой и способны передать нагрузку через каркас двери на края окантовки Л. В несиловых Л. двери нагрузки не передают. Однако в случае действия внутреннего избыточного давления каркас двери может передать распределённую нагрузку с обшивки Л. на края окантовки.

В зависимости от назначения различают Л. эксплуатационные, технологические и аварийные. К эксплуатационным Л. относятся входные, служебные, багажные, грузовые, бомболюки, Л. гидро-, радио- и фотоотсеков, Л., предназначенные для обслуживания и эксплуатации летательных аппаратов и другие. Технологические Л. выполняются, как правило, силовыми и необходимы на заключительном этапе сборки отсеков летательного аппарата. Через них осуществляются установка болтов, клёпка и герметизация замыкающих швов кессонов крыла, оперения и отсеков фюзеляжа. При необходимости эти Л. используются для ремонтных работ в эксплуатации. Введение технологических Л., как правило, увеличивает массу конструкции летательного аппарата, и поэтому их применяют только в исключительных случаях.

В зависимости от кинематической схемы открывания дверей (створок, крышек) различают Л., которые открываются наружу, и Л., которые открываются внутрь летательного аппарата. Л. может открываться вверх, вниз, в сторону. Л. открываются вручную либо с помощью электрического, гидравлического или другого привода.

Створки (крышки, двери) Л. герметизируются резиновым уплотнителем от проникновения воды снаружи и утечек воздуха изнутри кабины летательного аппарата. В кабинах высотных летательных аппаратов герметизация должна обеспечивать минимальные потери внутреннего избыточного давления. В этом случае наиболее надёжны и безопасны двери пробкового типа, обеспечивающие герметизацию Л. путём прижима дверей избыточным давлением изнутри летательного аппарата. Выполнение требований по обеспечению безопасности конструкции дверей гермокабин и требований о быстрой эвакуации пассажиров в аварийной ситуации вынуждает применять сложные варианты кинематики открывания аварийных дверей. Наиболее распространены двери пробкового типа с верхними и нижними створками, которые кинематически связаны с заиками и при повороте рукоятки двери поворачиваются приблизительно на 90°, уменьшая габариты двери и возможность её заклинивания а проёме. После этого дверь свободно открывается наружу в сторону.

Энциклопедия авиации