Алфавитный указатель
Люлька Архип Михайлович
Люлька Архип Михайлович (1908—1984) — советский конструктор авиационных двигателей, один из основоположников теории воздушно-реактивных двигателей, академик АН СССР (1968; член-корреспондент 1960), Герой Социалистического Труда (1957). Окончил Киевский политехнический институт (1931). В 1933—1939 преподавал в Харьковском авиационном институте и работал над проектом турбореактивного двигателя с центробежным компрессором. В 1939—1941 разработал конструктивную схему турбореактивного двухконтурного двигателя, явившуюся прототипом ныне существующих схем, проект опытного образца турбореактивного двигателя с осевым компрессором. В 1941—1942 работал на танковом заводе в Челябинске, а с 1943 продолжил работы по созданию первого отечественного турбореактивного двигателя. С 1946 главный конструктор опытного завода. Под руководством Л. создан первый отечественный турбореактивный двигатель, прошедший в феврале 1947 государственные испытания. В последующие годы под руководством Л. был создан ряд турбореактивных двигателей, применявшихся на самолётах П. О. Сухого, С. В. Ильюшина, Г. М. Бериева, А. Н. Туполева. В 1950—1960 преподавал в Московском авиационном институте (с 1954 профессор). С 1957 — генеральный конструктор. В 1967—1984 председатель Комиссии АН СССР по газовым турбинам. Ленинская премия (1976), Государственная премия СССР (1948, 1951). Награждён 3 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 2 орденами Трудового Красного Знамени, медалями. Именем Л. названо Научно-производственное объединение «Сатурн» в Москве. См. статью АЛ. Лит.: Кузьмина Л. М., Огненное сердце, 2 изд., М., 1988.Энциклопедия авиации
Потолок висения
потолок висения вертолёта — максимальная высота, на которой вертолёт в заданных условиях (барометрическое давление, температура и влажность воздуха) и при заданном полётном весе способен висеть не снижаясь без влияния воздушной…
Теплопрочностные испытания
Теплопрочностные испытания — экспериментальное исследование тепловой прочности натурной конструкции ЛА в лабораторных условиях, при котором воспроизводятся наиболее опасные возможные в эксплуатации комбинации температурных полей в испытываемой конструкции и действующих на ЛА…
Охлаждение двигателя
охлаждение двигателя газотурбинного — защищает от перегрева основную камеру сгорания, турбину, затурбинное устройство, форсажную камеру сгорания и реактивное сопло. Охлаждаются также масло, циркулирующее в маслосистеме, и опора с подшипниками. Для регулирования…
Чепкин Виктор Михайлович
Чепкин Виктор Михайлович (р. 1933) — советский конструктор авиационных двигателей, доктор технических наук (1986). После окончания МАИ (1957) работал в ОКБ П. А. Соловьёва (с 1972 первый заместитель главного конструктора,…
Музеи авиационные
музеи авиационные (включая постоянные выставки) открыты во многих странах мира. К числу крупнейших отечественных М. относятся следующие. Музей Военно-Воздушных Сил (Монино, Московская область). Открыт 23 февраля 1960 как Музей-выставка авиационной техники ВВС. Состоит…
Целераспределение
Целераспределение — выбор целей из общего упорядоченного числа обнаруженных целей, распределение авиационных средств поражения по выбранным целям, выдача координат и признаков целей, установление порядка их подавления. Задача Ц. решается во время боевого…
Кинетика физико-химическая
кинетика физико-химическая (от греческого kinētikós — приводящий в движение) — теория неравновесных макроскопических процессов в различных средах, Статистическая К. ф.-х. основана на представлении о молярном строении вещества. Её наиболее разработанным…
Антидемпфирование
антидемпфирование аэродинамическое — увеличение амплитуды угловых колебаний летательного аппарата относительно центра масс за счёт дополнительных аэродинамических сил и моментов, возникающих из-за изменения потока, обтекающего его несущие поверхности. А. связано с…
Отсос пограничного слоя
отсос пограничного слоя — отвод жидкости или газа из пограничного слоя через проницаемую поверхность обтекаемого тела. В этом случае на проницаемой поверхности нормальный компонент v вектора скорости принимает отрицательно значение v(x, 0,…
- 1
- 2
- 3