Алфавитный указатель

«Макдоннелл-Дуглас»

«Макдоннелл-Дуглас» (McDonnell Douglas Corporation) — авиакосмическая фирма США. Образована в 1967 в результате объединения фирм «Макдоннелл» и «Дуглас». В 1984 в её состав вошла фирма «Хьюз геликоптере», получившая в 1985 название «Макдоннелл-Дуглас геликоптер». «М.-Д.» продолжила производство летательных аппаратов образовавших ее фирм: палубного штурмовика А-4 «Скай-хоук» (первый полёт в 1954, до 1979 выпущено 2960), истребителя F-4 «Фантом» II (1958, до окончания производства в 1979 построено 5057, по лицензии в Японии — 140), реактивных пассажирских самолётов DC-8 (1958, до 1972 построено 656) и DC-9 (1965, выпускался в нескольких вариантах). На фирме созданы: истребитель завоевания превосходства в воздухе F-15A «Игл» (1972), его усовершенствованный вариант F-15C (1979); двухместный истребитель-бомбардировщик F-15E (1986); экспериментальный истребитель короткого взлёта и посадки F-I5S/MTD (1988) с плоскими отклоняемыми соплами; палубный истребитель-бомбардировщик F/A-I8 «Хорнет» (1978, совместно с фирмой «Нортроп»), боевой самолет вертикального взлета и посадки AV-8B «Харриер» II (1978) и учебно-тренировочный самолёт Т-45А «Госхоук» (1988) — оба совместно с фирмой «Бритиш аэроспейс»; опытный военно-транспортный самолет короткого взлета и посадки YC-15 с четырьмя турбореактивными двухконтурными двигателями (1975, реактивные струи двигателей отклоняются вниз закрылками в выпушенном положении); семейство широкофюзеляжных самолётов DC-10 на 270—380 мест (1970, до окончания производства в 1989 построено 386) и на его основе самолёт-заправщик для ВВС США КС-10 «Экстекдер» (1980, выпущено 60); семейство пассажирских самолётов MD-80 (на основе DC-9, первая модель в 1979, на конец 1991 выпущено свыше 1900 самолётов DC-9 и MD-80). В 1985 начата разработка военно-транспортного самолёта С-17 (первый полёт в 1991), а в 1986 пассажирского самолёта MD-11 (1990, на основе DC-10). Основные программы конца 80‑х—начала 90‑х гг. : производство истребителей F-15 и F/A-18, истребителя-бомбардировщика AV-8B, пассажирских самолётов MD-80 (в том числе MD-83) и MD-11, военных и гражданских вертолётов серии MD-500 и боевого АН-64А, концептуальные исследования перспективного воздушно-космического самолёта NASP. Основные данные некоторых самолётов фирмы приведены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1. — Пассажирские самолеты фирмы «Макдоннел-Дуглас».

Основные данные

DC-10-10

DC-10-30

MD-83

MD-11

Первый полёт, год

1970

1972

1984

1990

Число и тип двигателей

3 ТРДД

3 ТРДД

2 ТРДД

3 ТРДД

Тяга двигателя, кН

178

234

96,5

267

Длина самолёта, м

178

55,2

45,08

61,2

Высота самолёта, м

7,7

17,7

9,05

17,6

Размах крыла, м

47,34

50,42

32,9

51,6

Площадь крыла, м2

329,8

338

112,3

339

Максимальная ширина фюзеляжа, м

6,1

6,1

3,34

6,1

Максимальная взлётная масса, т

200

263,6

72,58

273,3

Масса снаряженного, самолета, т

110,22

121,34

36,62

25,78

Максимальное число пассажиров

380

380

172

1405

Максимальная коммерческая нагрузка, т

41,73

45,91

18,72

55,67

Длительность полёта с максимальной коммерческой нагрузкой, км

5463

9950

4387

11100

Коммерческая нагрузка при максимальном запасе топлива, т

18,69

32

14,89

30,34

Дальность полета при максимальном запасе топлива

3427

11850

5828

15250

Крейсерская скорость, км/ч

870—950

875—950

813—924

870—925

Экипаж, чел.

3

3

2

2

Таблица 2 Военные самолёты фирмы «Макдониелл-Дуглас».

Основные данные

Истребитель F-4E

Палубный штурмовик A-4M

Палубный истреби-

бомбардировщик F/A-18

 

Истребитель-бомбардировщик AV-8B

 

Истребитель F-15C

Истребитель-бомбардировщик F-16E

Первый полёт, год

1967

1970

1978

1978

1979

1986

Число и тип двигателей

2 ТРДФ

1 ТРД

2 ТРДДФ

1 ТРДД

(подъёмно- маршевый)

2 ТРДДФ

2 ТРДДФ

Тяга двигателя, кН

79,6

50

71,2

98,9

111

105

Длина самолёта, м

19,2

12,27

17,07

14,12

19,43

19,43

Высота самолета, м

5,02

4,57

4,66

3,55

5,63

5,63

Размах крыла, м

11,77

8,38

11,43

9,24

13,05

13,05

Площадь крыла, м2

49,2

24,16

37,16

21,37

56,5

56,5

Взлётная масса, т:

 

 

 

 

 

 

Нормальная

21,5

-

-

8,6 (при вертикальном взлёте)

20,18

-

Максимальная

26,3

11,11

16,65

(F-18)

22,3

(A-18)

13,49 (при взлете с разбегом)

30,84

36,74

Масса пустого самолёта, т

13,8

4,75

10,46

5,94

12,7

14,38

Боевая нагрузка, т

7,28

4,15

7,71

3,17

7,26

10,65

Максимальная скорость полета, км/ч

2300

1100

> 1915

1065

2650

-

Радиус действия, км

795—1260

630

740—1065

240 (при вертикальном взлёте), 1480 (при взлёте с разбегом)

750

-

Потолок, м

21000

14600

15240

-

19800

18300

Экипаж, чел.

2

1

1

1

1

2

Вооружение

Пушка 20 мм), 8—10 УР

2 пушки (20 мм), НАР, УР

Пушка (20 мм), НАР, 4 УР

Пушка (25 мм) или 2 пушки (30 мм), НАР, 4 УР

Пушка (20 мм), НАР, 8 УР

 

Пушка (20 мм), УР, бомбы

Энциклопедия авиации