Алфавитный указатель

Нагрузка на ометаемую поверхность

нагрузка на ометаемую поверхность — отношение взлётной массы вертолёта к ометаемой площади его несущего винта (или нескольких винтов) или, что точнее, тяги винта к ометаемой его лопастями площади. Значение Н. на о. п. определяет скорость отбрасываемого винтом потока (индуктивную скорость), которая падает с уменьшением нагрузки, что приводит к снижению индуктивных потерь мощности. Поэтому уменьшение Н. на о. п. при неизменной мощности силовой установки вертолёта позволяет увеличить тягу несущего винта, однако необходимое для этого увеличение диаметра несущего винта приводит к возрастанию массы конструкции вертолёта. Максимум весовой отдачи достигается при оптимальной Н. на о. п., которая в зависимости от массы вертолёта, его схемы и типа силовой установки обычно составляет 12—70 кг/м2. Снижение удельной массы двигателей, появление тяжёлых вертолётов, возрастание их энерговооружённости приводят к увеличению оптимальной Н. на о. п. Существуют эксплуатационные ограничения Н. на о. п., обусловленные значением индуктивной скорости потока. Для транспортных вертолётов максимальная Н. на о. п. исходя из условий безаэродромного базирования не должна превышать 70—80 кг/м2. Для вертолётов-кранов, используемых на монтажных работах (когда под вертолётом находятся люди в специальном снаряжении), Н. на о. п. допускается не выше 50—60 кг/м2. Для спасательных вертолётов, подбирающих людей на режиме висения, Н. на о. п. должна быть не выше 30—35 кг/м2. Наибольшие значения Н. на о. п. имеют преобразуемые аппараты вертикального взлёта: аппараты с поворотными винтами — 50—150 кг/м2, аппараты с винтами на поворотных крыльях — 200—300 кг/м2, самолеты вертикального взлета и посадки с вентиляторами — до 2500 кг/м2. Увеличение Н. на о. п. приводит также к увеличению скорости снижения аппарата на режиме авторотации, что затрудняет выполнение аварийной посадки при отказе силовой установки или делает такую посадку невозможной.

Энциклопедия авиации