Алфавитный указатель

«Норт Американ»

«Норт Американ» (North American Aviation) — авиаракетостроительная фирма США. Образована в 1928, к производству самолётов приступила в 1934. В 1967 объединилась с фирмой «Рокуэлл стандард» (Rockwell Standard Corporation), образовав фирму «Норт Американ Рокуэлл» (с 1973 «Рокуэлл»). Во время Второй мировой войны выпустила 42,7 тысяч самолётов, в том числе 15,6 тысяч истребителей Р-51 «Мустанг» (первый полёт в 1940), 15,4 тысяч учебно-тренировочных самолётов и лёгких бомбардировщиков АТ-6 (1938, использовались 22 странами), 9,8 тысяч бомбардировщиков В-25 «Митчелл» (1939). В послевоенные годы оставалась одной из ведущих фирм США по производству военных самолётов, в том числе реактивных истребителей F-86 «Сейбр» (1947, построено 6353 для ВВС США и около 2,4 тысяч по лицензиям в Канаде, Австралии, Японии и Италии), сверхзвуковых истребителей F-100 «Супер сейбр» (1953, построено около 2,3 тысяч), сверхзвуковых бомбардировщиков-разведчиков А-5 «Виджиланти» (1953), тренировочных самолётов Т-2 «Бакай» (1958), многоцелевых самолётов для локальных войн OV-10 «Бронко» (1965) и другие. Фирмой созданы экспериментальный гиперзвуковой ракетоплан Х-15 (1959) и опытный сверхзвуковой стратегический бомбардировщик ХВ-70 «Валькирия» (1964). Начатую «Н. А.» разработку стратегического бомбардировщика В-1А продолжила объединённая фирма. Основные данные некоторых военных самолётов фирмы приведены в таблице 1, экспериментальных самолётов — в таблице 2.

Таблица 1 — Военные самолёты фирмы «Норт Американ».

Основные данные

Бомбардировщики

Истребители и истребители-бомбардировщики

Палубный разведчик RA-5C

Лёгкий штурмовик и разведчик OV-10A

 

B-25J

ХВ-70

P-51D

F-86A

F-100D

Первый полёт, год

1944

1964

1944

1948

1956

1962

1967

Число и тип двигателей

2 поршнев двигат

6 турбореактивн двигателФ

1 поршнев двигат

1 турбореактивн двигател

1 турбореактивн двигателФ

2 турбореактивн двигателФ

2 турбовинтов двигат

Мощность двигателя, кВт

1270

-

1120

-

-

-

533

Тяга двигателя, кН

-

138

-

23,1

75,6

79,6

-

Длина самолёта, м

16,13

57,6

9,81

11,16

14,94

23,25

12,67

Высота самолёта, м

4,8

9,1

4,16

4,27

4,88

5,92

4,6

Высота самолёта, м

20,6

32

11,29

11,31

11,89

16,15

12,2

Площадь крыла, м2

56,66

585

21,66

26,8

35,8

71,44

20,5

Взлётная масса, т

 

 

 

 

 

 

 

нормальная

-

-

4,54

6,23

13,1

30,3

5,2

максимальная

15,87

250

5,26

7,43

18,04

36,23

6,5

Масса пустого самолёта, т

9,57

108

3,24

4,76

6,35

18,55

3,28

Боевая нагрузка, т

1,45

12,2

0,9

-

3,19

-

1,5

Максимальная дальность полёта, км

2050

10200

1520

-

-

-

-

Радиус действия, км

-

-

-

860

850

1600

370

Максимальная скорость полёта, км/ч

440

3200

700

1070

1460

2220

450

Потолок, м

6100

25000

12770

16170

14650

20400

8500

Экипаж, чел.

6

2

1

1

1

1

2

Вооружение

13 пулемётов (12,7 мм), бомбы, мины, торпеды

-

6 пулемётов (12,7 мм), бомбы, НАР

6 пулемётов (12,7 мм), НАР

4 пушки (20 мм), бомбы, НАР, 4 УР

Фоторазведывательное оборудование

2—4 пулемёта (7,62 мм), 2 пушки (20 мм), бомбы, НАР, ур, фоторазвдывательное оборудование

Таблица 2 — Экспериментальные самолёты фирмы «Норт Американ».

Основные данные

Х-15А

X-15A-2

Первый полёт, год

1959

1964

Число и тип двигателей

1 жидкостный реактивный двигатель

1 жидкостный реактивный двигатель

Статическая тяга, кН

226

254

Длина самолёта, м

15,24

15,98

Высота самолёта, м

3,96

-

Размах крыла, м

6,7

6,7

Площадь крыла, м2

18,6

18,6

Стартовая масса, т

14,2

23,09

Масса пустого самолёта, т

5,2

-

Максимальная достигнутая скорость полета, км/ч

6604

7297

Максимальная достигнутая высота полёта, м

107960

-

Экипаж, чел.

1

1

Энциклопедия авиации