Алфавитный указатель

Перелеты

перелеты на самолётах. П., в особенности беспосадочные, показывают на .каждом этапе развития авиации предельные возможности авиатехники по дальности, продолжительности и крейсерской скорости полёта и по выносливости конструкции. Они характеризуют мастерство и мужество лётчиков. ФАИ регистрирует дальность полёта по прямой и по замкнутому маршруту в числе семи видов абсолютных мировых рекордов, а также в числе рекордов по классам, группам и категориям летательных аппаратов (см. Рекорды авиационные). Ранее регистрировались также рекорды дальности за сутки, по ломаной линии, с пассажирами, с грузом, женские. Поэтому многие П. были рекордными. Как показатель возможностей авиации П. имеют большое общественное значение, а в первые десятилетия развития самолёта они были ещё и важным стимулом его совершенствования.

Табл. — Перелёты отечественных и зарубежных лётчиков

Дата

Маршрут; расстояние, время

Экипаж; самолёт

Значение перелёта

Основные перелёты отечественных лётчиков

03(16).07.1910

Одесса—Дофиновка; 16 км за 15 мин

С. И. Уточкин; Фарман IV

1‑й русский перелёт на самолёте сухопутного базирования над морем

09(22). 10.1910

Петербург— Гатчина; 64 км за 56 мин

Е. В. Руднев, С. Плотников; Фарман III

Всероссийские рекорды дальности и продолжительности полёта по прямой

29.11(12.12).1910

Елизаветполь— Тифлис (Гянджа— Тбилиси); 188 км за 1 ч 47 мин

А. А. Васильев; Блерио XI

Всероссийские рекорды дальности и продолжительности полёта по прямой

10—11(23—24).07.1911

Петербург—Новгород— Валдай— Торжок—Подсолнечная—Москва; 725 км за 24 ч 41 мин 14 с (9 ч 30 мин лётного времени)

А. А. Васильев; Блерио XI (другие участники перелёт не завершили)

1‑й перелёт по этому маршруту. Этап Петербург—Подсолнечная (667 км за 15 ч) — мировой рекорд дальности за сутки; 1‑й мировой рекорд русского лётчика

16—17(29—30).06.1914

Петербург— Орша— Копысь— Киев; 1280 км за 30 ч 30 мин (12 ч 50 мин лётного времени)

И. И. Сикорский, X. В. Пруссис, Г. И. Лавров, В. С. Панасюк; «Илья Муромец»

1‑й перелёт на самолёте отечеств, конструкции.

Мировые рекорды дальности: с 2 и 3 пассажирами — 750 км (Петербург— Орша) и за сутки с 3 пассажирами—830 км (Петербург—Колысь)

28.06(11.07).1914

Киев— Новосокольники— Петербург; 1200 км за 14 ч 38 мин (13 ч 5 мин лётного времени)

И. И. Сикорский, Г. И. Лавров, В. С. Панасюк; «Илья Муромец»

Мировой рекорд дальности за сутки с 2 пассажирами

08(21).08.1914

Вдоль западного берега Новой Земли; 448 км за 4 ч 20 мин

Я. И. Нагурский, Е. В. Кузнецов; «Морис Фарман»

Первый полёт в Арктике

02.04.1918

Петроград—Москва; 650 км за 4 ч 10 мин

Н. И. Петров, Шнор; «Сопвич»

1‑й советский перелёт и 1‑й беспосадочный перелёт по этому маршруту.

12—15.04.1919

Винница—Будапешт с двумя посадками; 1062 км за 8 лётных ч

В. А. Ходорович с пассажиром Д. Фодором; «Эльфауге»

Перелёт в Венгерскую Советскую Республику. 1‑й советский международный перелёт

14—18.01.1921

Полторацк (ныне Ашгабад)—Каган— Керки—Термез и обратно; 2450 км за 22 ч 45 мин лётного времени

Б. К. Веллинг, Н. П. Грунин; «Эльфауге»

 

1‑й советский дальний перелёт

10—22.07.1924

Москва—Нижний Новгород—Казань и обратно; 1500 км за 12 ч 10 мин лётного времени

А. И. Томашевский, А. И. Сидоров, Н. А. Камышов, В. Л. Александров; АК-1

1‑й перелёт самолёта советской конструкции

10.06—13.07.1925

Москва—Улан-Батор— Пекин с посадками; 6476 км за 52 лётных часа

М. М. Громов, Е. В. Родзевич; Р-1

М. А. Волковойнов, В. П. Кузнецов; Р-1

А. Н. Екатов, Ф. П. Маликов; Р-2

И. К. Поляков, И. В. Михеев; Ю-13 «Правда»

Н. И. Найденов, В. В. Осипов; Ю-13 «Красный камвольщик»

А. И. Томашевский, В. П. Камышев; АК-1 «Латышский стрелок»

1‑й советский групповой дальний перелёт. Выполнен на разнотипных самолётах в трудных условиях — над тайгой, горными хребтами и пустыней Гоби. Успешно прошли испытания самолёты советской постройки Р-1, Р-2, АК-1

31.08—02.09.1926

Москва—Кенигсберг—Берлин—Париж—Рим—Вена—Прага—Варшава—Москва; 7150 км за 34 ч 15 мин лётного времени

М. М. Громов, Е. В. Родзевич; АНТ-3 «Пролетарий»

Скоростной облёт западноевропейских столиц. Продемонстрированы успехи СССР в серийном металлическом самолётостроении

19.07.1927

Севастополь—Москва; 1420 км за 15 ч30 мин

Ю. И. Пионтковский; АИР-1

1‑й дальний беспосадочный перелёт советского лёгкого самолёта. Неофициальные мировые рекорды дальности и продолжительности для легких самолётов 3‑й категории

20.08—01.09 и 10—22.09.1927

Москва—Токио и обратно с посадками; 22 тыс. км за 153 лётных часа

С. А. Шестаков, Д. В. Фуфаев; АНТ-3 «Наш ответ»

Выдающийся по дальности перелёт на самолете советской конструкции с двигателем советского производства

10.07—08.08.1929

Москва—Берлин—Париж—Рим—Марсель—Невер—Лондон—Париж—Берлин—Варшава—Москва; 9037 км за 53 ч полёта

М. М. Громов, В. П. Русаков, 9 пассажиров; АНТ-9 «Крылья Советов»

2‑й облёт европейских столиц.

Демонстрация новых достижений советской авиационной промышленности

23.08—01.11.1929

Москва—Нью-Йорк через Сибирь и Аляску, с посадками; 21242 км за 141 ч 45 мин лётного времени, в т. ч. 8 тысяч км над океаном

С. А. Шестаков, Ф. Е. Болотов, Б. Ф. Стерлигов. Д. В. Фуфаев; АНТ-4 «Страна Советов»

1‑й перелёт из СССР в США, исключительный по дальности и сложности. Выполнен на самолёте советской конструкции

06.09.1929

Минеральные Воды—Москва; 1750 км за 10 ч 23 мин

А. И. Филин, А. Ф. Ковальков; АИР-3 «Пионерская правда»

Неофициальный мировой рекорд дальности для лёгких самолётов 1‑й категории

20—22.07.1936

Москва—остров Удд (ныне остров Чкалов) через Северный Ледовитый океан и Камчатку; 9374 км за 56 ч 20 мин

В. П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков, А. В. Беляков; АНТ-25

Неофициальный мировой рекорд дальности по ломаной линии и проверка возможностей АНТ-25 перед полётом через Северный полюс

18—20.06.1937

Москва—Северный полюс—Ванкувер (США); 9130 км (по прямой 8582,96 км) за 63 ч 16 мин, в т. ч. 5900 км над океанами

В. П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков, А. В. Беляков; АНТ-25 (РД-2)

1‑й в истории беспосадочный перелет из СССР в США. Всесоюзный рекорд дальности по прямой

12—14.07.1937

Москва—Северный полюс—Сан-Джасинто (США); 11500 км (по прямой 10148 км) за 62 ч 17 мин, в т. ч. 5500 км над океанами

М. М. Громов, А. Б. Юмашев, С. А, Данилин; АНТ-25 (РД-1)

2‑й беспосадочный перелёт из СССР в США. Мировые рекорды дальности по прямой (первый советский абсолютный мировой рекорд) и ломаной линии

26.08.1937

Москва—Севастополь—Свердловск—Москва (беспосадочный); 5018,2 км за 16 ч

В. К. Коккинаки; ЦКБ-26

Мировые рекорды скорости (325,257 км/ч) по замкнутому маршруту 5000 км без груза и с грузом 0,5 т и 1 т

23—24.09.1937

Москва—Красноярск; 3318,198 км за 19 ч 59 мин

А. Н. Гусаров, В. Л. Глебов; САМ-5-2бис

Мировой рекорд дальности по прямой для лёгких самолётов 1‑й категории

24.10.1937

Москва—Актюбинск; 1444,722 км за 7 ч 26 мин

В. С. Гризодубова, М. М. Раскова; АИР-12

Женский мировой рекорд дальности по прямой для лёгких самолётов 1‑й категории

27—28.06.1938

Москва—Спасск-Дальний; 7580 км (по прямой 6850 км) за 24 ч 36 мин

В. К. Коккинаки, А. М. Бряндинский; ЦКБ-30 «Москва»

Выдающийся по дальности и средней скорости (307 км/ч) перелёт бомбардировщика

02.07.1938

Севастополь—Архангельск; 2371,990 км (по прямой 2241,501 км) за 10 ч 33 мин

П. Д. Осипенко, В. Ф. Ломако, М. М. Раскова; МП-1

Женские мировые рекорды дальности по ломаной линии и по прямой для гидросамолетов

24—25.09.1938

Москва—пос. Керби (ныне село им. Полины Осипенко Хабаровского края); 6450 км (по прямой 5908,61 км) за 26 ч 29 мин

В. С. Гризодубова. П. Д. Осипенко, М. М. Раскова; АНТ-37бис «Родина»

Женский мировой рекорд дальности по прямой

28—29.04.1939

Москва—остров Мискоу (Миску) (Канада) 8 тыс. км (по прямой 6516 км) за 22 ч 56 мин

В. К. Коккинаки, М. X. Гордиенко; ЦКБ-30 «Москва»

1‑й советский трансатлантический перелёт

28.08.1939

Москва—Свердловск—Севастополь—Москва (беспосадочный)

Н. П. Шебанов, В. А. Матвеев Н. А. Байкузов; «Сталь-7»

Мировой рекорд скорости (404,936 км/ч) по замкнутому маршруту 5000 км без груза

22.03.1956

Москва—Лондон; более 2 тысяч км за 3 ч

А. К. Стариков, И. К. Багрич, Н. К. Беляев, Н. В. Кочетков, Г. И. Гончаренко; Ту-104

1‑й международный перелёт советского реактивного пассажирского самолёта

28.06.1959

Москва—Нью-Йорк; 8191 км за 11 ч 6 мин

А. Н. Якимов, К. П. Сапелкин, М. А. Нюхтиков и др.; Ту-114

1‑й беспосадочный перелёт СССР—США на турбовинтовом самолёте

18.06.1975

Москва—Северный полюс—Сиэтл (США); 9480 км за 10 ч 54 мин

А. К. Витковский, Ю. И. Зеленков и др.; Ил-62М

Беспосадочный перелёт по маршруту перелёта 18—20.06.1937 с пассажирами (Г. Ф. Байдуковым, А. В. Беляковым, И. В. Чкаловым)

06—07.05.1987

Москва—Касимов—Сиротинская—Зензели—Чардара—Байково—залив Креста—Мурманск—Юхнов—Жданов—Москва (беспосадочный); 20150,921 км за 24 ч 32 мин

В. И. Терской, Ю. П. Ресницкий с экипажем; Ан-124 «Руслан»

Мировой рекорд дальности по замкнутому маршруту для реактивных самолётов

Некоторые перелёты зарубежных лётчиков

30.10.1908

Буйи—Реймс; 27 км за 20 мин

А. Фарман (Франция); «Буазен»

1‑й внеаэродромный полёт

25.07.1909

Кале—Дувр; 38 км за 37 мин

Л. Блерио (Франция); Блерио XI

1‑й перелёт через Ла-Манш

07—17.08.1910

Париж—Труа—Нанси—Дуэ—Амьен—Париж; 810 км за 12 ч 1 мин 1 с лётного времени

А. Леблан (Франция); Блерио XI

1‑й групповой круговой перелёт. Из восьми лётчиков финишировали двое

23.09.1913

Сен-Рафаэль (Франция)—Бизерта (Тунис); 730 км за 7 ч 53 мин, в т. ч. более 500 км над морем

Р. Гарро (Франция); «Моран Сольнье»

 

1‑й беспосадочный перелёт через Средиземное море

08—31.05.1919

Рокавей (США, штат Нью-Джерси)— Плимут (Великобритания); 6315 км за 57 ч 16 мин лётного времени

А. С. Рид с экипажем (США) Кёртис NC-4 (гидросамолёт)

1‑й трансатлантический перелёт. Посадки в США, Канаде, на Азорских островах, в Португалии и Испании (всего 7 посадок)

14—15.06.1919

Сент-Джон (остров Ньюфаундленд)—Клифден (Ирландия); 3040 км за 16 ч 27 мин (от берега до берега —15 ч 57 мин)

Дж. Алкок, А. У. Браун (Великобритания); Виккерс «Вичи»

1‑й беспосадочный трансатлантический перелёт (не межконтинентальный)

02—03.05.1923

Нью-Йорк—Сан-Диего; 4088 км за 26 ч 50 мин

О. Г. Келли, Дж. А. Макриди (США); Фоккер Т-2

1‑й беспосадочный трансконтинентальный перелёт через США

06.04—28.09.1924

Из Сиэтла в западном направлении—Сиэтл; 42398 км за 363 ч 7 мин лётного времени

Л. X. Смит. Л. П. Арнолд и Э. X. Нильсон, Дж. Хардинг (США); два самолёта Дуглас «Уорлд крузер» («Чикаго» и «Нью-Орлеан»)

1‑й кругосветный перелёт. Выполнен на двух однотипных самолётах с 66 посадками

09.05.1926

Остров Шпицберген—район Северного полюса и обратно; 2575 км за 15 ч 30 мин

Р. Бэрд и Ф. Беннетт (США); Фоккер F. VIIA-3m «Джозефина Форд»

1‑й удачный полёт к Северному полюсу (но полюс, возможно, не был достигнут)

20—21.05.1927

Нью-Йорк—Париж; 5809 км за 33 ч 30 мин

Ч. Линдберг (США); Райан NYP «Спирит оф Сент-Луис»

1‑й беспосадочный трансатлантический перелёт в одиночку и от континента до континента; мировой рекорд дальности по прямой

04—06.06.1927

Нью-Йорк (США)—Эйслебен (Германия); 6294 км за 43 ч

К. Д. Чемберлен, Ч. А. Левин (США); Райт-Белланка «Колумбия»

Беспосадочный трансатлантический перелёт с установлением мирового рекорда дальности по прямой

31.05—09.06.1928

Сан-Франциско (США)—Гонолулу (Гавайи)—Сува (Фиджи)—Брисбен (Австралия); 11260 км за 83 ч 38 мин лётного времени

Ч. Кингсфорд-Смит с экипажем (Австралия, США); Фоккер F. VIIA-3m «Саутерн кросс»

1‑й перелёт через Тихий океан из США в Австралию, с посадками

28—29.11.1929

База Литл-Америка (Китовая бухта)—район Южного полюса и обратно; 2575 км за 18 ч 39 мин

Р. Бэрд с экипажем (США); Форд 4-АТ «Флойд Беннетт»

1‑й полёт к Южному полюсу

15—22.07.1933

Нью-Йорк—Берлин—Кенигсберг— Москва—Новосибирск—Иркутск—Рухлово—Хабаровск—Флат—Фэрбенкс—Эдмонтон—Нью-Йорк; 25099 км за 186 ч 49 мин

У. Пост (США); Локхид «Вега» («Уинни Мей»)

1‑й кругосветный перелёт в одиночку с посадками

05—07.11.1938

Исмаилия (Египет)—Дарвин (Австралия); 11520,421 км за 48 ч

Экипажи Р. Г. Келлета и А. Н. Комба (Великобритания); два Виккерс «Уэлсли»

Мировой рекорд дальности по прямой (последний перед 2‑й мировой войной)

29.09—01.10.1946

Перт (Австралия)—Колумбус (шт. Огайо, США); 18081,99 км за 55 ч 14 мин

Т. Д. Дейвис с экипажем (США); Локхид Р2У-1 «Нептун» («Тракьюлент тёртл»)

Мировой рекорд дальности по прямой для поршневых самолётов (до января 1962 — для всех групп самолётов)

26.02—02.03.1949

Из Форт-Уэрта (США) в восточном направлении—Форт-Уэрт; 37742 км за 94 ч 1 мин

Дж. Галлахер с экипажем (США); Боинг В-50А

1‑й беспосадочный кругосветный перелёт с четырьмя дозаправками в полёте

10—11.01.1962

Остров Окинава — Мадрид; 20168,78 км за 22 ч 10 мин

К. П. Эвели с экипажем (США); Боинг-B-52H

Мировой рекорд дальности по прямой

11—23.12.1986

Из авиабазы Эдуардс (США) в западном направлении—Эдуардс; 40212,139 км за 216 ч 3 мин 44 с

Д. Рутан, Дж. Йигер; «Вояджер»

1‑й беспосадочный кругосветный полёт без дозаправки в полёте — действующий абсолютный мировой рекорд дальности по прямой и по замкнутому маршруту

29—30.01.1988

Сиэтл—Афины—Тайбэй—Сиэтл; 37034 км за 36 ч 54 мин 15 с со средней скоростью 1003,53 км/ч

К. Лэси, В. Джобст с экипажем и пассажирами (США); Боинг7475P «Френдшип уан»

Кругосветный перелёт с 2 посадками. Мировой рекорд скорости вокруг света (в западном направлении)

26—28.02.1988

Хьюстон—Шаннон—Дубай—Тайбэй — Мауи—Хьюстон; 37092 км за 36 ч 8 мин 34 с со средней скоростью 1026,34 км/ч

А. Э. Полсон, Р. К. Смитс с экипажем (США); Гольфстрим аэроспейс «Гольф стрим» G-IV

Кругосветный перелёт с 4 посадками. Мировой рекорд скорости вокруг света (в восточном направлении)

23.04.1988

Ираклион (остров Крит)—остров Тира (Сантория) в Эгейском море; 119 км за 3 ч 54 мин

К. Канелопулос (Греция); мускулолёт «Дедал» Массачусетсского технологического института (США)

Рекордный по дальности и продолжительности полёт летательного аппарата с мускульным приводом; маршрут мифологического полёта Дедала и Икара

Энциклопедия авиации