Алфавитный указатель

ПЗЛ

ПЗЛ (PZL, Panstwowe Zaktady Lotnicie) — объединение польских государственных предприятий по производству авиационной техники. Образовано в 1928. Наиболее крупные предприятия:

ВСК-ПЗЛ «Мелец» [WSK (Wyt-wornia sprzetu komunikacyinego) — PZL Mielec]. Образовано в 1938. К началу 1988 выпустило более 13,5 тысяч самолётов различных типов, включая МиГ-15/17 и Ан-2 (по лицензии), учебно-тренировочные TS-8 «Бес» и TS-11 «Искра» (первый полёт в 1960, см. рис. в табл. XXXIII), сельскохозяйственные самолёты М-15 и М-18 «Дромадер» (1976). С 1977 участвовало в производстве компонентов для аэробуса Ил-86, а с конца 80‑х гг. и для Ил-96-300, с 1984 выпускало по лицензии лёгкий пассажирский самолёт Ан-28, с 1980 — лёгкий пассажирский и санитарный вариант самолёта Пайпер РА-34 «Сенека» (под обозначением М-20). Созданы сельскохозяйственные самолёты М-21 и М-24 (варианты М-18), учебно-тренировочный самолёт М-26 «Искорка» (1986), построены опытные образцы учебно-боевых самолётов I-22 (1985).

ВСК-ПЗЛ «Свидник» (WSK—PZL Swidnik). Образовано в 1951. В 50‑х гг. выпускало по лицензии самолёт МиГ-15 (под обозначением LiM-1) и вертолёт Ми-1 (под обозначением SM-1), вертолёт SM-2 собственно разработки. С 1964 производило по лицензии вертолёт Ми-2 в различных вариантах. Участвовало в производстве компонентов для самолётов Ан-28, Ил-86 и Ил-96-300. С конца 80‑х гг. производило вертолёт W-3 «Сокол» с двумя турбовинтовыми двигателями (первый полёт в 1979), с 1987 — вертолёт «Каня» (1979, на основе Ми-2).

ВСК-ПЗЛ«Варшава — Окенце» (WSK—PZL Warszawa—Okencie). Образовано в 1928. До Второй мировой войны здесь были разработаны и серийно производились истребители Р.7 (первый полёт в 1930), Р.11 (1931), Р.24 (1933, см. рис. в таблице XIX), бомбардировщики Р.23 «Карась» (1934), Р.37 «Лось» (1936). В 50‑х гг. выпускались лёгкие самолёты «Юнак» 2, по советской лицензии По-2 и Як-12, в 60‑х гг. — PZL-101 «Гаврон» (на основе Як-12), налажено производство сельскохозяйственного оборудования. С начала 60‑х гг. выпускался самолёт общего назначения PZL-104 «Вильга» (первый полёт в 1962, смотри рис. в таблице ХХХШ), с 1974 — сельскохозяйственный самолёт PZL-106 «Крук» (1973), с 1979 — PZL-110 «Колибер» (лицензионный вариант французского самолёта SOCATA «Ралли» 100 ST), с конца 80‑х гг. — учебно-тренировочный самолёт PZL-130 «Орлик» (1984).

ВСК-ПЗЛ «Жешув» (WSK-PZL Rzeszow). Образовано в 1938. После Второй мировой войны предприятие выпускало по лицензии советские двигатели М-11, РД-10, РД-45, ВК-1, АИ-26 и АШ-62, а также турбореактивный двигатель польской разработки НО-10 и SO-1. В 80‑х гг. основную продукцию составляли строившиеся по лицензии советские ГТД-350 (для вертолётов Ми-2), ТУРБОВИНТОВОЙ ДВИГАТ-10 (для самолётов Ан-28) и поршнев двигатели PZL-F (по лицензии американской фирмы «Франклин» для самолётов PZL-110, М-20 и др), а также поршневые двигатели PZL-3S собственной разработки (для самолётов PZL-106, IAR-827 и др) и ТУРБОРЕАКТИВН ДВИГАТ SO-3 для самолёта TS-11.

Энциклопедия авиации