Алфавитный указатель

Повторно-статические испытания

повторно-статические испытания авиационных конструкций — разновидность усталостных испытаний, при которых все переменные нагрузки, возникающие в процессе эксплуатации летательного аппарата, включая высокочастотные нагрузки, заменяют эквивалентным действием переменных нагрузок низкой частоты, сформированным в виде программного блока, эквивалентно отражающего как функциональные, так и переменные нагрузки. Программный блок нагрузок воспроизводят в лабораторных условиях при помощи многоканальной системы нагружения с управлением от ЭВМ, .которая осуществляет: синхронное формирование изменений нагрузки по каждому из каналов нагружения; воспроизведение их при помощи следящих электрогидравлических приводов; контроль за нагружением и аварийную разгрузку в случае превышения заданного значения нагрузки. Результаты П.-с. и. используются для определения ресурса летательного аппарата. повторяемость нагрузок в эксплуатации летательного аппарата — интегральная характеристика числа нагружений летательного аппарата или его отдельных частей в период эксплуатации, определяемая числом возникающих нагрузок, равных и больших заданного уровня на 1 ч полёта (Ft) или на единицу пути (FL). П. н. для посадки летательного аппарата определяется числом нагрузок на одну посадку. П. н. представляется в форме кривых повторяемостей, которые получаются по результатам статистических измерений нагрузок в эксплуатации летательного аппарата или в ходе специальных лётных испытаний. П. н. при манёврах самолётов характеризуется функцией Ft числа перегрузок n, при полёте в неспокойном воздухе — повторяемостью FL эффективных порывов ветра Wэф. Повторяемость манёвренных перегрузок зависит от типа самолёта и ограничения перегрузки; для положительных и отрицательных приращений перегрузок типична асимметрия кривых Ft (см. рис. 1). Повторяемость Wэф зависит от высоты полёта, времени года и географического района эксплуатации самолёта; повторяемость положительных и отрицательных Wэф одинакова. П. н. при взлётах и посадках в значительной мере зависит от характеристик взлётно-посадочных устройств.

П. н. используется для определения числа действующих нагрузок (перегрузок) различного уровня при установлении ресурса самолёта по условиям сопротивления усталости; при этом число перегрузок N в интервале (n-∆n/2, n + ∆n/2) на 1 ч полёта определяется соотношением N  =  Ft(n-∆n/2)-FL(n + ∆n/2), где ∆n  =  n-1 — приращение перегрузки. П. н. также используется для определения функции распределения экстремальных значений Фmax внешних нагрузок при определении эксплуатационных нагрузок в расчётах статической прочности: Фmax =  ехр(-F,t), где t — время эксплуатации (в ч) каждого самолёта.

Энциклопедия авиации