Алфавитный указатель

Полужесткий дирижабль

полужесткий дирижабль — дирижабль с корпусом обтекаемой формы в вид мягкой оболочки, наполняемой подъемным газом (гелием, водородом), которая обычно подкрепляется металлическим каркасом. Различают два типа П. д. К первому относятся дирижабли с корпусом, состоящим из оболочки с баллонетом и подкрепляющего оболочку снизу каркаса. Каркас изготавливается либо из плоских ферменных звеньев, либо из килевой фермы треугольного и многогранного сечения (дирижабли так называемого обычного полужёсткого типа). Корпус П.д. второго типа состоит из наружной и внутренней оболочек. Внутренняя оболочка наполняется подъёмным газом, к ней на внутренней подвеске крепится килевая балка треугольного сечения. Пространство между наружной и внутренней оболочками заполняется воздухом под давлением, что обеспечивает сохранение формы и жёсткости корпуса. Такие дирижабли называются П. д. типа Форланини.

П. д. имеют гондолу для экипажа, устройства для крепления движителей и, как правило, четырёхплановое оперение, состоящее из верхнего, нижнего и двух горизонтальных планов. Гондола подвешивается на стальных тросах к усилительному каркасу или непосредственно крепится на киле. Носовое усиление и оперение крепятся частично к килю и частично к оболочке.

П. д. обычного типа строились с начала XX в. до 30‑х гг. с объёмом от 1000 до 35000 м3 (проводились разработки П. д. с объёмом 50,55 и 120 тысяч м3). П. д., летавшие на высоте до 4 км, применялись для морской разведки (во Франции, Италии, Великобритании, США и Японии), для экспедиционных и транспортных целей (в Италии и СССР), инспекционных и рекламных полётов (в Германии).

Военные П. д. типа Форланини, использовавшиеся для бомбардировок, строились в Италии до 1918; имели объём до 18 тысяч м3. Проводились разработки П. д. этого типа с объёмом 28 тысяч м3. В 1931 в Италии был построен и испытан экспериментальный П. д. типа Форланини «Омниадир» объёмом 4 тысячи м3, имевший наряду с обычным оперением также и систему струйного управления; полёты дирижабля проводились в 1931—1932. В СССР в 1938 по типу П. д. Форланини построен дирижабль ДП-16 (СССР В-9) объёмом 12,753 тысячи м3, который был способен совершать полёты зимой на высоте до 6600 м, а летом на высоте до 5000 м. На высоте 4000 м он мог летать со скоростью 80 км/ч в течение 13 ч, имея на борту команду из 4—8 человек.

Оболочки П. д. изготавливались из двух- или трёхслойных дублированных прорезиненных материй на основе хлопчатобумажных тканей. Для уменьшения возможных смещений центра газового объёма оболочка П. д. разделялась поперечными диафрагмами на 5—6 отсеков, в каждом из которых обычно имелся свой баллонет. Для повышения надёжности и живучести военных П. д. оболочка разделялась на 10—12 отсеков, что позволяло даже при значительной потере газа одним из отсеков продолжать полёт. Наполнение баллонета воздухом проводилось либо через заборник в носовой части корпуса, либо от улавливателей (заборников), устанавливаемых за воздушными винтами (что более надёжно). Подача воздуха при стоянке дирижабля и неработающих движителях обеспечивалась вентилятором. Для смягчения удара при посадке и возможности посадки на воду под гондолой устанавливался пневматический амортизатор. Движительные установки закреплялись по бортам гондолы или в особых подвесных гондолах на киле.

Опыт применения П. д. обычного типа показал, что они более просты в изготовлении и сборке и дешевле, чем сопоставимые по объёму жёсткие каркасные дирижабли, но более сложны в изготовлении и сборке и потому дороже, чем такого же объёма полумягкие дирижабли.

 

Лит.: Лебедев Н. В., Дирижабли, кн. 1, М—Л., 1933; Катанский В. В., Проектирование баллонно-такелажных конструкций и оборудования воздушных судов, М—Л., 1936; Гарф Б. А., Никольский В. И., Проектирование металлических конструкций дирижаблей, М.—Л., 1936.

Энциклопедия авиации