Алфавитный указатель

«Пратт энд Уитни»

«Пратт энд Уитни» (United Technologies Pratt and Whitney) — группа авиадвигателестроительных предприятий США. Основаны в 1925 под название «Пратт энд Уитни эркрафт» (Pratt and Whitney Aircraft), в 1934 вошла в состав концерна «Юнайтед эркрафт корпорейшен», переименованного в 1975 в «Юнайтед текнолоджис» (United Technologies Corp.). Кроме заводов в США, выпускающих двигатели для военной и гражданской авиации, имеется канадский филиал «Пратт энд Уитни Канада», производящий двигатели для летательных аппаратов авиации общего назначения и самолётов местных авиалиний. До конца 50‑х гг. «П. э. У.» выпускала поршневые двигатели большой мощности с воздушным охлаждением, такие, как «Уосп», «Туин уосп», «Дабл уосп»; в годы Второй мировой войны половину (по общей мощности) двигателей военных самолётов США составляли поршневые двигатели «П. э. У.», а в первые послевоенные годы ими оснащались свыше ¾ самолётов американских авиакомпаний. В 1948 началось лицензионное производство турбореактивных двигателей J42 на основе английской модели «Нин», в 1953 — производство турбореактивных двигателей J57 собственной конструкции, которые применялись на военных и гражданских самолётах, с 1945 — разработка турбовинтовых двигателей, в 1955 — создание жидкостных ракетных двигателей. В 1959 построен первый турбореактивный двухконтурный двигатель «П. э. У.» — JT3D, в 60‑х гг. — турбореактивный двигатель с форсажной камерой J58 для самолётов, рассчитанных на Маха число полёта M =  3. «П. э. У.» — поставщик газотурбинных двигателей для истребителей, штурмовиков, транспортных и пассажирских самолётов, в том числе широкофюзеляжных. К началу 1991 «П. э. У.» выпустила свыше 70 тысяч газотурбинных двигателей, в основном авиационных. К основным программам конца 80‑х гг. относятся: производство турбореактивных двухконтурных двигателей JT8D, JT9D, JT15D, PW4000, PW2037, турбовинтовых двигателей и турбовальных газотурбинных двигателей РТ6, PW100 и 200, турбореактивных двухконтурных двигателей с форсажной камерой TF30, F100, PW1120; разработка турбореактивного двухконтурного двигателя с форсажной камерой PW5000 с плоским соплом для американского истребителя ATF 90‑х гг. Основные данные некоторых двигателей фирмы приведены в таблице.

Табл. — Двигатели фирмы «Пратт энд Уитни»

Основные данные

 

F100 (ТРДДФ)

 

PW2037 (ТРДД)

 

J58-4 (ТРДФ)

 

J52-P-408 (ТРД)

 

JT15D-4 (ТРДД)

 

Тяга, кН

101 — 112

 

164,5

 

151

 

49,8

 

11,1

 

Мощность, кВт

-

 

-

 

-

 

-

 

-

 

Масса, кг

1400

 

3260

 

2950

 

1050

 

250

 

Диаметр, м

0,925

 

2,13

 

1,27

 

0,965

 

0,685

 

Удельный расход топлива:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на взлетном режиме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

кг/(Н*ч)

0,221

 

0,033

 

0,193

 

0,091

 

0,0572

 

г/(кВт*ч)

-

 

-

 

-

 

-

 

-

 

на крейсерском режиме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

кг/(Н*ч)

-

 

0,0575*

 

-

 

0,08

 

0,087

 

Расход воздуха, кг/с

102—106

 

541

 

145

 

65

 

34,5

 

Степень повышения давления

23—25

 

26,9

 

8

 

14,5

 

10,7

 

Температура газа перед турбиной, К

 

1678

 

1669

 

1270

 

-

 

-

 

Применение (летательные аппараты)

Истребители Макдоннелл-Дуглас F-15, Дженерал дайнемикс F-1-6

 

Пассажирский самолёт Боинг 757, военно-транспортный самолёт Макдоннелл-Дуглас C-17

 

Разведывательный самолёт Локхид SR-71

 

Штурмовики Макдоннелл-Дуглас A-4M, A-4F

 

Тренировочный самолет SIAI-Маркетти S.211

 

* Высота полёта H = 10700 м, Маха число полёта M∞ = 0,8

Продолжение таблицы

Основные данные

 

JT9D-7R4-H1 (ТРДД)

 

PW4000 (ТРДД)

 

JT8D-217 (ТРДД)

 

PT6T-6 (ГТД)

 

PT6А-50 (ТВД)

 

Тяга, кН

249

 

262

 

84,6

 

-

 

-

 

Мощность, кВт

 

-

 

-

 

-

 

1380

 

870

 

Масса, кг

4020

 

4218

 

1860—2050

 

298

 

262

 

Диаметр, м

2,46

 

2,44

 

1,25

 

1,118

 

0,483

 

Удельный расход топлива:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на взлётном режиме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

кг/(Н*ч)

0,0355

 

-

 

0,0508

 

-

 

-

 

г/(кВт*ч)

-

 

-

 

-

 

365

 

345

 

на крейсерском режиме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

кг/(Н*ч)

0,0626

 

0,0602*

 

0,078

 

-

 

-

 

расход воздуха, кг/с

770

 

767

 

-

 

-

 

3,9

 

Степень повышения давления

26,7

 

26,9

 

18,1

 

7,3

 

8,6—9,1

 

Температура газа перед турбиной, К

 

1708

 

1626

 

1380

 

-

 

1423

 

Применение (летательные аппараты)

 

Пассажирский самолёт Эрбас индастри A-300-600

 

Пассажирские самолёты Эрбас индастри A300 и A310-300, Боинг 747-400 и Боинг 767

 

Пассажирский самолёт Макдониелл-Дуглас DC-9

 

Вертолёты Белл 212, Сикорский S58T

 

Пассажирский самолёт Де Хэвиллснд оф Канада DHC-7

 

Энциклопедия авиации