Алфавитный указатель

Привязной аэростат

привязной аэростат — аэростат, поднимающийся на удерживающем его привязном тросе, нижний конец которого закреплён на лебёдке. П. а. применяются для подъёма с экипажем и без экипажа. П. а. с экипажем, поднимаемые на высоту до 2 км при скорости ветра до 23—25 м/с, применялись для наблюдения за полем боя, обнаружения целей, корректировки огня, обучения и тренировки парашютистов и как обзорные вышки. П. а. без экипажа используются для исследовательских целей, в качестве средств связи, для защиты от налётов авиации (аэростаты заграждения) и других целей. Подъёмы П. а. для исследовательских целей и как средств связи обычно проводятся на высоте до 2—5 км при скоростях ветра до 35—40 м/с. Для подъёма выше 5 км применяются системы из двух или трёх последовательно соединяемых аэростатов (системы тандем и триплет), что позволяет достигать высоты 8—10 км при скоростях ветра до 22—23 м/с. Объём П. а. — от нескольких м3 до 12 тысяч м3.

Изменяя длину троса при помощи лебёдки, можно регулировать высоту подъёма П. а., а также перемещать его в горизонтальной плоскости. Для закрепления П. а. на земле оборудуется площадка и применяются специальные устройства. П. а. включает наполненный подъёмным газом (водородом, гелием) обтекаемый корпус (оболочку), кормовое оперение, обеспечивающее устойчивость и аэродинамическую подъёмную силу (змейковый эффект), устройства крепления к корпусу гондолы с экипажем или специальной аппаратуры и устройства крепления корпуса к привязному тросу. Неизменность формы и жёсткость корпуса П. а. обеспечиваются путём наполнения воздухом баллонета, расположенного в нижней части оболочки, либо посредством системы из резиновых стяжек. Баллонет и пневматические стабилизаторы наполняются встречным воздушн потоком (через улавливатели) или при помощи вентиляторов, работающих от бортовой энергосистемы.

Привязной трос изготавливается из высокопрочных стальных проволок или синтетических нитей. При использовании П. а. в качестве антенн трос имеет наружную медную оплётку. Для телефонной связи и электропитания бортовых систем применяют привязные кабель-тросы с токопроводящей центральной жилой.

Лебёдки, используемые для подъёма П. а., могут устанавливаться на автомобилях, судах и специальных стационарных устройствах. Для П. а. с объёмом до 100 м3 применяют лебёдки с ручным или моторным приводом, а при больших объёмах — только с приводом от специальных двигателей или двигателей автомобилей.

С конца 60‑х гг. во Франции и США разрабатываются стратосферные П. а. для подъёма на высоту 13 км и более с научной аппаратурой. Для этих П. а. применяются оболочки так называемой оптимальной (естественной) формы, используемые для автоматических аэростатов (см. Свободный аэростат), изготавливаемые из плёночных каркасированных материалов. Подъём проводится на тросах из стеклонитей со специальным защитным покрытием, из нитей нейлона и других материалов. В 1971 французский стратосферный П. а. был поднят на высоту 18 км с полезным грузом массой 60 кг и находился на этой высоте 6 ч. Подъём таких П. а. проводится при особо благоприятных атмосферных условиях.

Энциклопедия авиации