Алфавитный указатель

Продольное движение

продольное движение летательного аппарата — движение летательного аппарата, при котором его плоскость симметрии находится в одной и той же вертикальной плоскости. При этом аэродинамическая боковая сила Za, моменты крена и рыскания Мx и Мy (см. Аэродинамические силы и моменты), углы скольжения и крена β и γ, скорости крена и рыскания ωx и ωy равны нулю и соответствующие уравнения движения летательного аппарата обращаются в тождества и исключаются из рассмотрения.

Следует отметить, что выписанные уравнения П. д. приближённо справедливы и в том случае, когда перечисленные выше параметры бокового движения малы. Можно убедиться, что если эти параметры имеют порядок малости ε, то влияние бокового движения на П. д. выразится членами, пропорциональными ε2.

Уравнения П. д. могут быть использованы для определения стационарных режимов полёта. Можно получить соотношения: XаРcos(α  +  φ)-mgsinθ; Ya =  -Psin(α  +  φ) + mgcosθ; Mz =  0; φz =  0. Если задать отклонение руля высоты δв, то из условий Mz =  0, dα/dt =  0 с учётом ωx =  0 можно определить балансировочный угол атаки α (см. Балансировка летательного аппарата): mxб, δв)  =  0, где mz — коэффициент момента тангажа (см. Аэродинамические коэффициенты). Далее при заданном значении H и заданной (см. Характеристики двигателя) зависимости P(V, H, α) можно определить квазистационарные значения V и θ или, задавая условие горизонтального полёта θ  =  0, найти стационарные значения V и H.

Уравнения П. д. используются для анализа продольных устойчивости и управляемости. Для этого необходимо рассмотреть возмущённое движение летательного аппарата. Если летательный аппарат находятся в состоянии, близком к стационарному горизонтальному полёту с параметрами θст =  0; ωкг  =  0; αст =  αв; Hст Vст; δв ст то в возмущенном движении кинематические параметры можно выразить в виде: VVст +  ∆V, θ  =  ∆θ, HHст +  ∆H, ωz =  ∆ωz, α  =  αб +  ∆α, δв =  δв ст +  ∆δв, где приращения ∆V, ∆θ и т. д. считаются достаточно малыми.

Исследование решений этой системы при ∆δв =  0 позволяет определить продольную устойчивость при фиксированной ручке управления, исследование решений ∆δв =  ∆δв(t) позволяет оценить характеристики продольной управляемости.

При исследовании характеристик автоматической системы управления значение ∆δв задаётся в соответствии с выбранным законом управления как функция ωz (демпфер тангажа), ∆V, ∆H, ∆θ, ∆α. Аналогичным образом исследуется влияние возмущений (например, ветровых) на движение летательного аппарата. Часто для упрощения возмущенное П. д. разделяется на короткопериодическое (угловое) — рассматриваются только ∆α и ∆ωx, a ∆V и ∆H считаются равными нулю, и на длиннопериодическое (фугоидное) — рассматриваются отклонения ∆V и ∆H и ∆θ, а отклонения ∆α, ∆ωx определяются как функции от ∆V и ∆H из условий dωx/dt =  0, d∆α/dt =  0.

Энциклопедия авиации