Алфавитный указатель

Противолодочный летательный аппарат

противолодочный летательный аппарат — предназначается для поиска, обнаружения и уничтожения подводных лодок (ПЛ) противника. Противолодочные самолёты (ПС) и противолодочные вертолёты (ПВ) подразделяются на базовые (береговое базирование) и корабельные (палубные). Базовые ПС осуществляют поиск и уничтожение ПЛ на большом удалении от береговой линии, а базовые ПВ — в прибрежных водах. ПС и ПВ, базирующиеся на кораблях, действуют на значительном удалении от своей территории.

Для поиска и обнаружения ПЛ в надводном положении используются радиолокационные станции, на небольших глубинах — радиолокационные станции, магнитометры (реагируют на изменение магнитного поля Земли, вызываемого корпусом ПЛ), газоанализаторы (улавливают небольшие концентрации выхлопных газов двигателей ПЛ), инфракрасная аппаратура, реагирующая на перепад температур в кильватерной струе ПЛ и другие средства. Для обнаружения ПЛ на больших глубинах применяются сбрасываемые радиогидроакустические буи пассивного действия (улавливают шумы ПЛ и определяют её пеленг) и активного действия (определяют координаты ПЛ при помощи гидролокатора). Для поражения ПЛ самолёты и вертолёты имеют противолодочное оружие. Средства поиска ПЛ, навигации и прицеливания обычно объединяются в единую поисково-прицельную систему с использованием ЭВМ.

Основные требования к ПС: большая дальность полёта, обеспечение длительного времени патрулирования (барражирования), а также небольшая скорость в режиме поиска ПЛ. Конструктивно ПС обычно выполняются по дозвуковой аэродинамической схеме, часто на базе пассажирских самолётов. В ряде случаев в качестве ПС используются гидросамолёты. В этом случае поиск ПЛ проводится с посадкой ПС на воду. Базовые ПС имеют максимальную скорость около 900 км/ч, скорость патрулирования около 350 км/ч, дальность полёта до 8000 км. Дальность полёта корабельных ПС около 5500 км.

На ПВ, благодаря их способности работать на режиме висения, наряду с другими средствами применяются опускаемые гидроакустические станции (ОГАС), состоящие из погружаемой в воду на кабель-тросе акустические антенны, помещённой в обтекатель, и бортовой аппаратуры с индикатором. Радиус действия ОГАС 8—9 км (существенно зависит от гидрологических условий). ОГАС может работать в двух режимах — шумопеленгования (определяет только пеленг ПЛ) и эхопеленгования (определяет пеленг и дальность до ПЛ). В режиме шумопеленгования обеспечивается скрытность наблюдения. Помимо ОГАС, на вертолётах применяются и магнитометры, которые позволяют обнаружить ПЛ подо льдом, а также отличить ПЛ, лежащую на грунте, от неметаллических подводных объектов. Если предусматривается возможность посадки ПВ на воду, то его нижняя часть имеет форму лодки (с необходимой герметизацией конструкции). На некоторых ПВ (с обычным фюзеляжем) устанавливают поплавки, наполняемые воздухом только при аварийной посадке на воду. Максимальная скорость полёта ПВ 270 км/ч, дальность полёта до 1300 км.

Энциклопедия авиации