Алфавитный указатель

Профильное сопротивление

профильное сопротивление — разность между сопротивлением аэродинамическим крыла и его индуктивным сопротивлением. При дозвуковом докритическом обтекании (Маха число полёта М < М.) П. с. целиком обусловлено вязкостными эффектами. При равном нулю коэффициенте подъёмной силы (сya =  0; см. Аэродинамические коэффициенты) П. с. хорошо спроектированного плоского крыла близко к сопротивлению трения, а сопротивление, обусловленное силами давления, очень мало. Изменение угла атаки приводит, как правило, к росту П. с. в связи с появлением на крыле зон отрывного течения. Выделить индуктивное, или вихревое, сопротивление из полного сопротивления на практике весьма сложно. Поэтому для оценки П. с. и, соответственно, совершенства крыла часто принимают в качестве эталона минимальное теоретическое значение коэффициента индуктивного сопротивления сxac2ya/(πλ), где λ — удлинение крыла. В этом случае коэффициент П. с. cxa прcxa-c2ya/(πλ). При дозвуковых сверхкритических обтеканиях (М > М) в П. с. кроме составляющих, обусловленных влиянием вязкости, входит и волновое сопротивление. Это связано с появлением в поле течения местных сверхзвуковых зон, замыкаемых интенсивными скачками уплотнения. В результате необратимых потерь кинетической энергии потока в этих скачках П. с. крыла даже при сya =  0 резко возрастает и растет с увеличением М. При этом взаимодействие замыкающих скачков уплотнения с пограничным слоем крыла может вызывать сильные срывы потока, что приводит к дополнительному росту П. с.

При сверхзвуковых скоростях полёта полное сопротивление крыла обычно принято разделять на сопротивление, обусловленное объёмом или, иначе, толщиной крыла, и сопротивление, обусловленное подъемной силой, включающее вихревую и волновую составляющие. Сопротивление, обусловленное объёмом, — сопротивление плоского крыла с симметричным профилем крыла при нулевой подъёмной силе — является по существу тем же П. с.

В технической литературе наряду с термином «П. с.» иногда применяют термин «сопротивление формы».

Энциклопедия авиации