Алфавитный указатель

Пусковая система

пусковая система газотурбинного двигателя — совокупность устройств, предназначенных для принудительной раскрутки ротора газотурбинного двигателя при его запуске. П. с. состоит из пускового устройства (ПУ) — устройства для принудительной раскрутки ротора газотурбинного двигателя в процессе запуска, источника энергии, системы её передачи к ПУ, автоматики (панель с программным автоматом, элементы регулирования и коммутации). Выбор типа и параметров П. с. определяется типом и назначением летательного аппарата, значением и характером изменения требуемой мощности ПУ (Nпy), продолжительностью запуска газотурбинного двигателя, автономностью летательного аппарата. На выбор типа и параметров П. с. существенное влияние оказывают также возможность многоцелевого применения элементов П. с. (например, для подготовки и проверки энергосистем летательного аппарата), её ресурс, возможность запуска газотурбинного двигателя от работающего двигателя (на многодвигательных летательных аппаратах), возможность использования для запуска как от бортового, так и от аэродромного источника питания и других. В основном применяются электрические, воздушные (со сжатым воздухом низкого давления), турбокомпрессорная и гидравлическая П. с.

Область эффективного использования электрической П. с. ограничивается мощностью 18 кВт (в отдельных случаях до 45 кВт). На лёгких вертолётах и самолётах электрическую П. с. применяют для запуска основного газотурбинного двигателя, на средних и тяжёлых — для запуска газотурбинного двигателя вспомогательной силовой установки (вспомогательная силовая установка) и турбокомпрессорного стартера. В качестве пускового устройства в электрической П. с. используются электростартер (электродвигатель) и стартер-генератор (при запуске газотурбинного двигателя используется как стартер, а при работающем двигателе — как электрический генератор), в качестве источников питания — аккумуляторы (Nпу < 15 кВт) или вспомогательная силовая установка (Nпу =  15—45 кВт).

Воздушные П. с. применяются на многодвигательных вертолётах и самолётах при Nпу =  20—150 кВт. В качестве источника сжатого воздуха в такой П. с. используются вспомогательная силовая установка, газотурбинный двигатель, наземный пусковой агрегат, в качестве ПУ — воздушный турбостартер — турбина (центростремительная или осевая, рис. 2), работающая на сжатом воздухе низкого давления. Параметры воздуха на входе в воздушный турбостартер составляют: давление 250—500 кПа, температура 420—600 К, расход 0,35—1,2 кг/с. На некоторых летательных аппаратах (преимущественно одноразового применения) используются воздушные турбостартеры, работающие на сжатом воздухе высокого давления (от баллонов со сжатым воздухом).

Область применения турбокомпрессорных П. с. — одно-, двухдвигательные самолёты военной авиации (при Nпу > 50 кВт). В качестве ПУ в такой П. с. используется турбокомпрессорный стартер (газотурбинный двигатель, используемый как ПУ для запуска основного двигателя) или турбокомпрессорный стартер-энергоузел (газотурбинный двигатель, используемый как ПУ для запуска основного газотурбинного двигателя, а также в качестве источника энергии для питания бортовых систем летательного аппарата).

На летательных аппаратах с широким использованием гидравлических систем для запуска вспомогательной силовой установки и основного газотурбинного двигателя применяются гидравлические П. с. В качестве ПУ в гидравлических П. с. используется обратимый гидронасос, работающий при запуске газотурбинного двигателя как гидродвигатель (гидростартер). Для запуска вспомогательной силовой установки, а иногда и маломощного газотурбинного двигателя (при отсутствии вспомогательной силовой установки на летательном аппарате) применяется гидропневмоаккумулятор.

Для некоторых летательных аппаратов (преимущественно одноразового применения) могут использоваться П. с. с ограниченным запасом рабочего тела: с топливовоздушным турбостартером, в камеру сгорания которого подаётся от баллонов сжатый воздух высокого давления; с турбостартером, работающим на твёрдом топливе (порохе); с турбостартером, работающим на жидком однокомпонентном (унитарном) топливе и другие. Для запуска малогабаритных, вспомогательных, подъёмных газотурбинных двигателей может использоваться воздушные П. с. с непосредственной подачей сжатого воздуха на рабочие лопатки турбины (компрессора).

Лит.: Кац Б. М., Жаров Э. С., Винокуров В. К., Пусковые системы авиационных газотурбинных двигателей, М., 1976.

Энциклопедия авиации