Конные прогулки в Красноярске Не стоит забывать, что любое животное будет относиться к Вам так же, как и Вы к нему. Лошади особо чувствительны к тому, как относится к ним хозяин или любой другой человек. Поэтому, если Вы проявите к ней даже малейшую грубость, то она тоже затаит свой гнев по отношению к Вам.

Алфавитный указатель

Резина

резина в авиастроении. Р. — общее название группы материалов, получаемых вулканизацией каучука. Техническая Р. — продукт вулканизации резиновой смеси, содержащей от 5—6 до 15—20 различных ингредиентов, облегчающих переработку каучука и придающих изделию нужные эксплуатационные свойства. Наиболее важные ингредиенты — вулканизирующие агенты (чаще всего сера), ускорители и активаторы вулканизации, наполнители, пластификаторы, стабилизаторы, красители и прочее. В качестве наполнителей применяют главным образом различные высокодисперсные вещества, например, технический углерод (сажу), каолин, тальк, диоксид кремния, а также ткани, корд на основе синтетических или металлических волокон. Особенность Р. — их высокая эластичность в широком температурном диапазоне. Исключение составляют эбониты (так называемые твёрдые Р.) — продукты, которые получают при вулканизации каучуков большими количествами серы (до 50%).

Р. присущ ряд ценных свойств, обусловливающих их широкое применение в авиастроении: амортизирующая и уплотняющая способность, износостойкость, усталостная выносливость, электроизоляционные свойства, газо- и водонепроницаемость, некоторым Р., кроме того, — стойкость при действии жидких топлив, масел, различных агрессивных сред (кислот, щелочей и т. д.). Эбониты характеризуются высокой химической стойкостью и долговечностью при эксплуатации в экстремальных условиях окружающей среды (например, при воздействии тропического климата), высокой механической прочностью, электроизоляционными свойствами.

Большинство резиновых изделий получают из твёрдых каучуков, некоторые (например, пенорезину) — из латексов. Авиационные резиновые изделия изготовляются по единой технологии схеме, состоящей из четырёх основных этапов: 1) смешение каучука в резиносмесителе или на вальцах с необходимыми ингредиентами; 2) получение полуфабрикатов — каландров, листов, экструдированных профилей; 3) изготовление или сборка заготовок; 4) вулканизация изделий и их отделка. Заготовки резиновых изделий вулканизуют в пресс-формах, устанавливаемых на прессе, автоклавах и др. при температуре 140—200°С и давлении 1,5—2 МПа.

Резинотехнические изделия делят на формовые и неформовые. Формование заготовок и вулканизация первых осуществляются одновременно, вторых — раздельно. Формовые изделия имеют строго определенную форму и размеры, чистую и гладкую поверхность; это — уплотнительные резиновые кольца, манжеты, амортизаторы, прокладки, резинометаллические подшипники и блок-шарниры, резино-тканевые манжеты, мембраны, диафрагмы. К внешнему виду, форме и точности размеров неформовых изделий не предъявляют высоких требований; их вырезают или вырубают из вулканизованной пластины (например, прокладки), нарезают из трубчатых заготовок (например, уплотнительные кольца), склеивают из отдельных элементов (например, резинотканевые изделия сложной формы), профилируют в экструдерах (например, уплотнители окон и дверей самолётов и вертолётов) с последующей вулканизацией в паровых котлах или воздушных автоклавах. К неформовым резинотехническим изделиям относят также мягкие топливные баки для транспортирования и хранения авиационного топлива. Баки обычно состоят из двух слоев — внутреннего топливостойкого из Р. и внешнего армирующего из прорезиненной ткани; изготовляются на специальных формах путём последовательного наложения и склеивания слоев с последующей вулканизацией.

Лит.: Лепетов В. А., Резиновые технические изделия, 3 изд., Л., 1976; Догадкин Б. А., Донцов А. А., Шершнев В. А., Химия эластомеров, 2 изд., М., 1981.

Энциклопедия авиации