Алфавитный указатель
Резонансные испытания
резонансные испытания (от латинского resono — откликаюсь) — наземные динамические испытания летательного аппарата (и его частей), заключающиеся в возбуждении и измерении вибраций (преимущественно гармонических) для определения характеристик собственных колебаний испытываемого объекта. Объекты испытаний: целый летательный аппарат (самолёт, ракета, вертолёт и т. д.), консоль крыла, пилон с двигателем и другие элементы и агрегаты, а также динамически-подобная модель (ДПМ) натурного самолёта, консоли крыла и т. п. Как правило, Р. и. натурного летательного аппарата проводятся на опытном и (или) одном из первых серийных образцов, выборочных серийных экземплярах, различных модификациях летательного аппарата.
Основные задачи Р. и.: уточнение расчётной динамической схемы летательного аппарата или его агрегатов, сравнение характеристик натурного летательного аппарата с его ДПМ, проверка соответствия характеристик серийных образцов заданным требованиям и др. Цель Р. и. — обеспечение безопасности летательного аппарата от флаттера и опасных колебаний в полёте, выявление уровня динамических нагрузок и т. д. В ходе Р. и. определяются спектр собственных частот (в ограниченном частотном диапазоне), собственные формы колебаний (для некоторых измеренных частот), декременты колебаний и обобщённые массы наиболее важных (в первую очередь низших по частоте) собственных тонов, а также измеряются амплитудно-частотные и фазочастотные характеристики планёра летательного аппарата при различном возбуждении колебаний.
Основные технические средства для проведения Р. и.: приборы для возбуждения, измерения и регистрации колебаний, входящие в состав многоканального оборудования для динамических испытаний. Для реализации заданных граничных условий испытываемый объект имеет упругую подвеску (на резиновых амортизационных шнурах, пневматических опорах и др.) либо жёсткую консольную заделку. Возбуждение колебаний осуществляется электродинамическими силовозбудителями с электронными усилителями мощности. Для измерений параметров служат датчики перемещения, скорости или ускорения и др. аппаратура. Первичная обработка данных проводится на малых ЭВМ.
Основной метод Р. и. — испытания с многоточечным возбуждением, в ходе которых подбором внешних сил (компенсирующих внутреннее трение) выделяют поочерёдно отдельно тона собственных колебаний и регистрируют их. Используются синусоидальные силы возбуждения с фазовыми сдвигами 0 или 180° и различными амплитудами. Подбор внешних сил заключается в выборе рациональных мест возбуждения и в регулировке уровней колебаний характерных точек летательного аппарата с целью минимизации их относительных фазовых сдвигов. Измерения проводятся при неизменной амплитуде колебаний. Собственная форма колебаний определяется распределением амплитуд квадратурных составляющих перемещений летательного аппарата для первой гармоники колебаний на собственной частоте.
Лит.: Колесников К. С., Минаев А. Ф., Колебания летательных аппаратов, в кн.: Вибрации в технике. Справочник, т.
Энциклопедия авиации
Четвериков Игорь Вячеславович
Четвериков Игорь Вячеславович (1909—1987) — советский авиаконструктор, кандидат технических наук (1951). После окончания воздушного факультета Ленинградского института путей сообщения (1928) работал в ОКБ Д. П. Григоровича, начальник морского отдела ЦКБ…
«Адрия эруэйс»
«Адрия эруэйс» (Adria Airways) — авиакомпания Югославии. Осуществляла чартерные перевозки в страны Европы, Ближнего Востока и Северной Африки, а также обслуживала внутренние авиалинии. Основана в 1961, в 1968—1986 называется «Инэкс Адрия…
Газодинамическое управление летательным аппаратом
газодинамическое управление летательным аппаратом — создание управляющих сил и моментов для изменения (или сохранения) пространственного, положения летательного аппарата с помощью реактивных струй. Методы и средства Г. у. разнообразны. В ракетной и космической технике…
Носимый аварийный запас
носимый аварийный запас (НАЗ) — индивидуальный комплект средств, предназначенных для обеспечения жизнедеятельности членов экипажа летательного аппарата после вынужденного приземления в безлюдной местности или приводнения. Комплект уложен в специальный контейнер, который…
Вертикальная скорость
— изменение высоты полёта за единицу времени. В. с. равна вертикальной вертикальная скорость составляющей скорости летательного аппарата.
Хорда
Хорда — 1) Х. профиля — характеризует размер профиля по потоку. Для симметричного профиля X. (см. ст. Профиль крыла) — отрезок прямой, соединяющий носовую и хвостовую точки профиля, которые при этом являются наиболее удалёнными друг от…
Телешов Николай Афанасьевич
Телешов Николай Афанасьевич (1828—1895) — русский артиллерийский офицер, изобретатель, один из авторов первых проектов самолёта. В 1864 запатентовал во Франции и Великобритании пассажирский самолёт «Система воздухоплавания» на 120 человек с…
Эйфель (Eiffel) Александр Гюстав
Эйфель (Eiffel) Александр Гюстав (1832—1923) — французский инженер-строитель и аэродинамик. Окончил Центральную школу искусств и ремёсел в Париже (1855). Используя металлические конструкции, построил ряд мостов, виадуков, всемирно известную башню (Париж,…
Стационарное течение
стационарное течение, установившееся течение, — течение, в каждой точке которого (в данной системе координат) газодинамические переменные не изменяются во времени. В С. т. движение частиц газа (жидкости) происходит вдоль линий…
- 1
- 2
- 3