Алфавитный указатель

«Роллс-Ройс»

«Роллс-Ройс» (Rolls-Royce Limited) — крупнейшая двигателестроительная фирма Великобритании. Основана как автомобилестроительная фирма в 1906, разработку и производство авиационных поршневых двигателей начала в 1915. Они использовались на ряде самолётов, известных рекордными полётами (например, поршневой двигатель «Игл» на бомбардировщике Виккерс «Вими», совершившем в 1919 первый беспосадочный трансатлантический перелёт). Большими сериями выпускались поршневые двигатели жидкостного охлаждения в годы Второй мировой войны (в Великобритании и США было построено свыше 150 тысяч поршневых двигателей «Мерлин» для истребителей). С 1941 «Р.-Р.» ведёт разработку и производство реактивных двигателей; её турбореактивный двигатель «Дервент» использовался на истребителе Глостер «Метеор», на котором неоднократно устанавливались мировые рекорды скорости. Совместно с фирмой «СНЕКМА» разработала и выпускала турбореактивный двигатель с форсажной камерой «Олимп» для сверхзвукового пассажирского самолёта «Конкорд». Кроме газотурбинных двигателей для истребителей, бомбардировщиков, ударных самолетов вертикального взлета и посадки, пассажирских самолётов (в том числе широкофюзеляжных) и вертолётов, фирма производит промышленные и морские газотурбинные двигатели. Основные программы 80‑х гг.: производство турбореактивных двухконтурных двигателей RB.211, «Тей», «Спей», «Пегас», турбореактивных двигателей «Вайпер», турбовинтовых двигателей «Тайн» и «Дарт», газотурбинных двигателей «Джем» и «Гном», турбореактивных двухконтурных двигателей с форсажной камерой RB.199 (в консорциуме «Турбо-Юнион»), турбореактивных двигателей «Адур» (с фирмой «Турбомека»); разработка (в составе международных консорциумов) турбореактивных двухконтурных двигателей V2500 для транспортных самолётов и турбореактивных двухконтурных двигателей с форсажной камерой EJ200 для западноевропейского истребителя 90‑х гг.; проектирование турбовинововентиляторных двигателей и турбореактивных двухконтурных двигателей с большой степенью двухконтурности.

Турбореактивный двухконтурный двигатель RB.211.

Таблица — Двигатели фирмы «Роллс-Ройс»

Основные данные

Для военных летательных аппаратов

Для гражданских летательных аппаратов

 

RB.199 Мк.101 (ТРДДФ)

«Адур» Мк. 811 (ТРДДФ)

«Пегас» Мк. 103 и 104 (ТРДД)

«Джем» 41 (турбо-вальный ГТД)

 

RB.211-524D4

(ТРДД)

 

RB.211-

535Е4 (ТРДД)

«Спей» 25 Мк. 512-14DW (ТРДД)

Тяга, кН

71,1

37,4

95,6

-

231

178

55,9

Мощность, кВт

-

-

-

746

-

-

-

Удельный расход топлива:

 

 

 

 

 

 

 

на взлётном режиме,

 

 

 

 

 

 

 

кг/(Н×ч)

0,22

0,0795

0,078*

-

-

-

0,061

Г/(кВт×ч)

-

-

-

297

-

-

-

на крейсерском режиме,

 

 

 

 

 

 

 

кг/(Н×ч)

-

-

-

-

0,063**

0,0579***

-

Расход воздуха, кг/с

> 70

110,8

196

297

703

522

94

Степень повышения давления

23,4

11

14

13

29

28,5

20,7

Степень двухконтурности

> 1

0,8

1,4

-

4,4

4,1

0,7

Температура газа перед турбиной

> 1550

1500

-

1400

-

3295

-

Масса, кг

1000

780

1590

156

4480

1530

1175

Диаметр, м

0,87 (с соплом)

0,762 (габаритный)

1,22

0,595 (на входе)

~2,2 (на входе)

1,89

0,942

Применение (летательные аппараты)

Многоцелевой боевой самолёт Панавиа «Торнадо»

Экспортный вариант истребителя-бомбардировщика СЕПЕКАТ «Ягуар»

СВВП Хокер Сидли «Харриер», AV-8A

Вертолёт Уэстленд WG13 «Линкс»

Пассажирские самолёты Боинг 747-200В и 747SR

 

Пассажирский самолёт Боинг 757

Пассажирский самолёт БАК-111-500

* С впрыском воды. ** Высота полёта H10700 м; Маха число полёта M¥ =  0,8. *** H  =  10700 м, M¥ =  0,8.

Энциклопедия авиации