Алфавитный указатель

Рычагов управления загрузка

рычагов управления загрузка. В системах необратимого бустерного управления и в электродистанционных системах управления необходимо применение искусственной загрузки рычагов управления (РУ) для создания лётчику чувства управления летательным аппаратом. К простейшим устройствам Р. у. з. относятся пружинные, основными характеристиками которых являются усилие предварительного затяга, градиент dP/dx (Px) усилия P по перемещению x РУ и максимального усилия при крайних его положениях. Значение усилия предварит, затяга зависит от сил трения в системе. Это усилие должно обеспечивать центрирование РУ и исключать отдачу на него движений последовательного сервопривода автоматических систем, если устранение отдачи не обеспечивается специальными мерами. Значение Px выбирается из условия приемлемости усилий на РУ, например при создании нормальной перегрузки ny. В устройство Р. у. з. обычно включается триммерный механизм, с помощью которого лётчик на установившемся режиме полёта снимает усилия на РУ.

С помощью системы пружин могут быть осуществлены и более сложные изменения загрузки, в частности для получения усилий типа так называемой стенки. Это нужно, например, для введения ограничений в отклонение рычагов и органов управления с целью предупреждения выхода на нерасчётные режимы полёта из-за ошибок лётчика.

К более совершенным устройствам Р. у. з., применяемым обычно при управлении продольным движением, относятся автоматы загрузки, в которых Px изменяется в зависимости от режимов полёта, что позволяет обеспечить практически постоянное значение dP/dn в полёте. Устройства могут быть электромеханическими, электрогидравлическими, гидравлическими и других типов. Изменение градиента Px в них осуществляется по заданному закону, определяемому вычислителем загрузки. Принципиально иным устройством Р. у. з. является электрогидравлический автомат, включающий датчик усилий, установленный на РУ или вблизи него, вычислитель загрузки и параллельный электрогидравлический сервопривод. Изменение усилий на РУ достигается коррекцией электрических сигналов следящего контура автомата в зависимости от режимов полёта (скорости V и высоты H полёта и др.). Такой автомат позволяет исключить влияние трения в системе и обеспечить гибкое регулирование изменения усилий, включая создание усилий вида стенки, или отталкивания РУ, предназначенных для ограждения от непроизвольного вывода самолёта на предельные режимы полёта.

Лит.: Гониодский В. И., Склянский Ф. И., Шумилов И. С., Привод рулевых поверхностен самолетов. М., 1974; Гуськов Ю. П., Загайнов Г. И., Управление полетом самолетов, М., 1980.

Энциклопедия авиации