Спонсоры проекта:

Алфавитный указатель

Самолетный спорт

самолетный спорт — один из видов авиационного спорта, заключающийся в состязании лётчиков в выполнении фигур пилотажа, а также установлении рекордов скорости, высоты, дальности, продолжительности полёта, скороподъёмности и грузоподъёмности на самолётах (в том числе на спортивных самолётах).

С. с. зародился в начале XX в., когда созданная в 1905 в Париже Международная авиационная федерация (ФАИ) стала пропагандировать состязательные полёты на летательных аппаратах. В 1909 близ Парижа проведена первая международная авиационная неделя; в соревнованиях участвовал 21 лётчик. Наибольшую дальность полёта показал А. Фарман (180 км); Л. Блерио на дистанции 10 км развил скорость 76,9 км/ч, а Х. Латам поднялся на высоту 155 м. Созданный в Петербурге Всероссийский аэроклуб (1908) провёл в 1910 международную авиационную неделю, в ходе которой Н. Е. Попов установил мировые рекорды высоты (600 м) и продолжительности полёта (2 ч 4 мин).

В СССР С. с. в 20—30‑х гг. не получил широкого распространения. Соревнования носили эпизодический характер и проводились аэроклубами отд. городов. Развитие С. с. связано с деятельностью массовых добровольных обществ — Общества друзей воздушного флота, Осоавиахима (впоследствии — с ДОСААФ СССР). Первые всесоюзные соревнования на спортивных самолётах с порневыми двигателями состоялись в 1949 и с тех пор проводились ежегодно. Им предшествовали клубные, зональные, республиканские, межведомственные состязания. Организационный уровень соревнований возрос после создания в 1959 Федерации авиационного спорта СССР (в её составе — самолётного комитета), которая в 1960 вступила в международную комиссию ФАИ по высшему пилотажу (СИВА). В 1965 образована самостоятельная Федерация самолётного спорта СССР.

Подготовка спортсменов по С. с. проводилась в аэроклубах и авиаспортклубах ДОСААФ, в которых начинающие лётчики проходили курс теоретической и практической учёбы, совершали самостоятельные полёты, сдавали разрядные нормы. В СССР до 1990 были подготовлены десятки тысяч лётчиков-перворазрядников, свыше 2600 мастеров спорта СССР, 70 мастеров спорта СССР международного класса, 30 заслуженных мастеров спорта СССР.

По С. с. один раз в два года проводятся чемпионаты мира (с 1960) и чемпионаты Европы (с 1977). На этих чемпионатах мужчины и женщины выступают по одной программе и разыгрывают упражнения: обязательный комплекс (18—20 фигур высшего пилотажа); произвольный комплекс, составленный самим спортсменом не более чем из 18 фигур; неизвестный («тёмный») комплекс, составленный членами жюри из 16—18 фигур и выдаваемый спортсмену не менее чем за 12 ч до полётов; финальный произвольный комплекс, который выполняют пилоты, вышедшие в финал (30% мужчин и 50% женщин, набравших больше очков по сумме трёх упражнений). Комплексы выполняются в ограниченном воздушном пространстве в пределах 100—1000 м по высоте и в квадрате на земле размером 1000×1000 м. Оценка производится бригадой судей по десятибалльной системе.

За рубежом С. с. наиболее развит в США, Чехословакии, ФРГ, Франции, Швейцарии, Великобритании. Чемпионаты мира по высшему пилотажу проводились: в Венгрии (1960), Чехословакии (1962), Испании (1964), СССР (1966), ГДР (1968), Великобритании (1970), Франции (1972), СССР (1976), Чехословакии (1978), США (1980), Австрии (1982), Венгрии (1984), Великобритании (1986), Канаде (1988), Швейцарии (1990). На них разыгрывалось как личное, так и командное первенство. Команда мужчин, занявшая первое место, награждалась переходящим Нестерова кубком (с 1960). Сборная команда СССР этот кубок завоёвывала в 1964, 1966, 1976, 1982, 1986. Абсолютному чемпиону мира (мужчине) с 1970 вручается Арести кубок. Абсолютными чемпионами мира были советские спортсмены В. Д. Мартемьянов и Г. Г. Корчуганова (1966), И. Н. Егоров и С. Е. Савицкая (1970), В. С. Лецко и Л. С. Леонова (1976), В. К. Яикова (1978), В. В. Смолин (1982), Х. Х. Макагонова (1984), Л. Г. Немкова (1986), Н. В. Сергеева (1990). См. также Рекорды авиационные.

Энциклопедия авиации