Алфавитный указатель
Сдвиг ветра
сдвиг ветра — атмосферное возмущение, при котором скорость ветра резко меняется по значению или (и) направлению вдоль траектории полёта летательного аппарата. С. в. численно определяют как отношение разности DWg составляющих скорости ветра в земной системе координат в двух точках траектории к разности координат этих точек (обычно С. в. связывают с изменением горизонтальных составляющих ветра Wxg, Wzg; изменение скорости вертикального потока Wyg по высоте полёта чаще называют градиентным изменением скорости потока). Различают вертикальный С. в. (С. в. по высоте полёта) — изменение скорости ветра, отнесённое к изменению DH высоты H полёта (например, DWxg/DH — сдвиг попутного или встречного ветра по высоте полёта), и С. в. по траектории полёта — отношение приращения скорости ветра к изменению DL расстояния (например, Wzg/DL).
Значит С. в. наблюдаются, как правило, в нижних слоях атмосферы (H = 0—100 м, рис. 2) при прохождении грозовых и термальных атмосферных фронтов и чаще возникают в районах со сложным рельефом местности. Наличие С. в. приводит к изменению воздушной скорости и угла атаки летательного аппарата, что вызывает изменение аэродинамических сил и моментов, а в результате — к нежелательному отклонению траектории полёта от заданной. С. в. усложняет взлёт и посадку летательного аппарата (например, при значении вертикального С. в. свыше 0,15 с-1 при заходе на посадку могут возникнуть опасные скорости снижения самолёта). Повышение безопасности полёта при ручном управлении самолётом в этих условиях обеспечивается путём управления скоростью полёта с помощью тяги двигателей (при посадке) и изменения градиента набора высоты (на взлёте). Большое значение при этом имеет своевременное поступление информации о наличии С. в., получаемой от бортовых или наземных средств. Оперативные и правильные действия лётчика позволяют обеспечить безопасность полёта даже при сильных вертикальных С. в. (до DWxg/DH@0,2 с—1), однако основной путь повышения безопасности полёта летательного аппарата в условиях С. в. — использование автоматических устройств в системе управления.
Энциклопедия авиации
Реактивный самолёт
реактивный самолёт — самолёт, оснащённый реактивным двигателем (турбореактивным двигателем, прямоточным воздушно-реактивным двигателем, пульсирующим воздушно-реактивным двигателем, жидкостным реактивным двигателем и т. п.). Первый в СССР полёт на ракетопланёре РП-318-1 конструкции С.…
Тормоза самолёта
Тормоза самолёта — устройства, предназначенные для сокращения длины пробега самолёта после посадки или прерванного взлёта, облегчения маневрирования самолёта на аэродроме, обеспечения его неподвижности при опробовании двигателей. После посадки кинетическая энергия самолёта,…
Электромоделирование
Электромоделирование в аэро- и гидродинамике — изучение движения жидкости или газа методом электрогидродинамической аналогии. Метод основан на том, что при определённых условиях уравнения, описывающие стационарное распределение электрического потенциала V в проводящей…
Мах (Масh) Эрнст
Мах (Масh) Эрнст (1838—1916) — австрийский физик и философ. Окончил Венский университет. Экспериментально изучал особенности обтекания тел при их движении со сверхзвуковыми скоростями и впервые осуществил визуализацию течения с помощью…
Аэродинамические коэффициенты
аэродинамические коэффициенты — приведённые к безразмерному виду аэродинамические силы и моменты, действующие на летательный аппарат. А. к., характеризующие силы, обозначают ci, а моменты — mi, где, индекс i указывает ось выбранной системы координат…
«Бритиш Аэроспейс»
«Бритиш Аэроспейс» (British Aerospace Public Ltd, BAe) — крупнейшая авиа-ракетно-космическая фирма Великобритании. Образована в 1977 в результате слияния фирм «Бритиш эркрафт корпорейшен», «Скоттиш авиэйшен» (Scottish Aviation) и авиаракетно-космических отделений концерна «Хокер…
Научно-производственное объединение «Молния»
научно-производственное объединение «Молния». Образовано в 1976. В НПО были включены КБ «Молния» (Москва), Машиностроительное КБ «Буревестник» (Москва) и Экспериментальный машиностроительный завод. В НПО «Молния» под руководством Г. Е. Лозино-Лозинского разработан…
Класс пассажирского салона
класс пассажирского салона. В зависимости от уровня комфорта и обслуживания пассажиров, оформления интерьера, класса пассажирских кресел и шага их установки различают салоны первого, туристского, экономического классов и так называемого бизнес-класса.…
Экранный индикатор
Экранный индикатор — индикатор, у которого лицевая часть представляет собой светящийся экран. Э. и. обеспечивает возможность изменения вида и объёма выдаваемой членам экипажа необходимой в полёте информации; концентрацию большого числа индицируемых параметров…
- 1
- 2
- 3