Алфавитный указатель

«Сикорский»

«Сикорский» (Sikorsky Aircraft) — вертолётостроительная фирма США. Основана в 1923 И. И. Сикорским под названием «Сикорскнй аэро энджиниринг» (Sikorsky Aero Engineering Corp.), с 1929 — отделение концерна «Юнайтед текнолоджис» (United Technologies Corp.) с указанным названием. В 20—30‑е гг. выпускала самолёты-амфибии и летающие лодки, среди которых наиболее известны S-40 (первый полёт в 1932), S-42 (1934), VS-44A (1937). В 1929 начала исследования по вертолётам. Первый летающий вертолёт фирмы — VS-300 (1939). Во время Второй мировой войны создала лёгкий вертолёт R-4 (1942, первый в мире выпускавшийся серийно вертолёт, построено 130). После войны начала выпускать многоцелевой вертолёт S-51 (1946, построено 320), лёгкий транспортный вертолёт S-55 (1949, построено 1282). Наибольшей серией выпускался многоцелевой вертолёт S-58 (1954, построено 1821, военное обозначение H-34). Был разработан палубный вертолёт противолодочной обороны S-61 (1959, обозначение в ВМС США SH-3). На основе S-61 созданы пассажирские вертолёты S-61L (1960) и S-61N (1962), рассчитанные на перевозку 28 пассажиров или 4,9 т груза. На фирме разработан ряд тяжёлых транспортных вертолётов: «летающий подъёмный кран» S-64 (1962, военное обозначение CH-54), S-65 (1964, военное обозначение CH-53), на основе S-65 — самый тяжёлый (на 80‑е гг.) зарубежный вертолёт CH-53Е с тремя газотурбинными двигателями и семилопастным несущим винтом (1974). В 1974 создан армейский тактический многоцелевой транспортный вертолёт S-70 (военное обозначение UH-60A «Блэк хоук»). Его варианты: палубный вертолёт противолодочной обороны SH-60B «Си хоук» (1979), вертолёт РЭБ ЕН-60А (1981), поисково-спасательный вертолёт HH-60D «Найт хоук» (1984). В 1977 создан лёгкий административный вертолёт S-76. На его основе разработан лёгкий боевой вертолёт H-76 «Игл» (1985), способный нести до четырёх противотанковых управляемых ракет. К 1990 фирма выпустила около 7 тысяч вертолётов всех типов.

На фирме построены экспериментальные вертолёты S-69 (1973; имеет жёсткий соосный несущий винт, создающий подъёмную силу только на наступающей лопасти; достиг скорости 445 км/ч), S-72 (1976, для испытаний новых несущих систем) и S-75 (1984, с конструкцией из композиционных материалов). Основные программы 80‑х гг.: производство вертолётов UH-60A и CH-53Е и их вариантов, вертолётов S-76. Основные данные некоторых вертолётов фирмы приведены в таблице.

Таблица — Вертолёты фирмы «Сикорский».

Основные данные

Многоцелевые

«Летающий кран» CH-54В

Противолодочный SH-3H

Военно-транспортный CH-53Е

Административный S-76 Мк. 11

R-4

S-55

S-58

UH-60A

Первый полёт, год

1942

1949

1954

1974

1969

1972

1974

1982

Число и тип двигателей

1 поршнев двигател

1 поршнев двигател

1 поршнев двигател

2 газотурбинными двигателями

2 газотурбинными двигателями

2 газотурбинными двигателями

3 газотурбинными двигателями

2 газотурбинными двигателями

Мощность двигателя, кВт

138

596

1140

1150

3580

1040

3270

185

Диаметр несущего винта, м

11,58

16,15

17,07

16,36

21,95

18,9

24,08

13,11

Число лопастей

3

3

4

4

6

5

7

4

Длина вертолёта с вращающимися винтами, м

14,7

19,1

20,1

19,76

26,97

22,2

30,19

16

Высота вертолёта с вращающимися винтами, м

3,77

4,1

4,35

5,23

7,75

5,64

8,66

4,41

Ометаемая площадь, м2

105,3

205

230

210,05

378,1

280,5

455

116,77

Максимальная взлётная масса, т

1,15

3,58

5,72

9,18

19,05

9,53

33,3

4,67

Масса пустого вертолёта, т

0,92

2,29

3,53

4,82

8,73

-

15,07

2,54

Максимальная перевозимая нагрузка, т:

 

 

 

 

 

 

 

 

в кабине

-

0,6

1,5

-

-

-

13,6

-

на внешней подвеске

-

-

1,8

3,6

10

-

16,33

1,49

Крейсерская скорость полёта, км/ч

100

150

170

290

170

220

280

270

Статический потолок (без учёта влияния земли), м

-

-

1200

1220

2100

2500

2895

3445

 

Максимальная дальность полёта, км

210

580

435

600

370

1005

2075

1110

Экипаж

1

2

2

 

2—3

3

4

4

1—2

Число пассажиров

1

10

-

14

-

-

55

12

Энциклопедия авиации