Алфавитный указатель

Снаряжение экипажа

снаряжение экипажа — комплект одежды и устройств, предназначенных для защиты члена экипажа от неблагоприятных воздействий внешней среды на аэродроме, в полёте, при аварийном покидании летательного аппарата и последующем приземлении (приводнении) или при аварийной посадке, а также при нахождении в безлюдной местности до прибытия поисковой группы. Основу С. э. составляет высотное снаряжение, которое совместно с кислородным оборудованием обеспечивает защиту от пониженного барометрического давления и вызванного им недостатка кислорода в окружающей атмосфере. Высотное снаряжение само по себе или в комплекте с другими элементами С. э. и бортовыми системами ослабляет также действие таких неблагоприятных факторов, как высокие и низкие температуры, линейные и ударные перегрузки, вибрация, шум, скоростной напор воздушного потока и др.

Состав С. э. определяется лётно-техническими характеристиками летательного аппарата, задачами и условиями полета. Широкий диапазон температурных условий, в которых находится экипаж в течение полета, требует применения как пассивных, так и активных средств обеспечения теплового комфорта. К пассивным средствам относятся полётная одежда (летняя, демисезонная или зимняя) и теплозащитные комбинезоны, применяемые в составе морского спасательного комплекта или высотного скафандра. Активные средства — вентилирующие костюмы и костюмы с водяным охлаждением. Вентилирующий костюм представляет собой комбинезон, снабжённый системой перфорированных шлангов или панелей, обеспечивающих рациональное распределение кондиционированного воздуха по поверхности тела. В костюме водяного охлаждения по системе закреплённых на сетчатом комбинезоне трубок циркулирует вода, расход которой регулируется в зависимости от теплоощущений человека.

Повышение предела переносимости линейных ускорений, действующих в направлении голова — таз при эволюциях самолёта, обеспечивается противоперегрузочным костюмом, в оболочку которого вмонтированы соединённые друг с другом брюшная и ножные пневматические камеры. От бортовых агрегатов в камеры подаётся воздух, давление которого автоматически регулируется в зависимости от перегрузки. При использовании в составе С. э. высотно-компенсирующего костюма ножные противоперегрузочные камеры монтируются в единых чехлах с камерами натяжного устройства, а брюшная крепится к комбинезону.

Защита членов экипажей от перегрузок, возникающих в аварийных ситуациях (вынужденная посадка, катапультирование и т. п.), осуществляется привязной системой, которая может быть как элементом катапультного кресла, так и частью защитного снаряжения. Особую опасность в аварийных ситуациях представляют травмы головы, для предотвращения которых служат как гермошлемы, входящие в состав С. э. с высотно-компенсирующим костюмом или скафандром, так и специальные защитные шлемы, имеющие прочную каску с амортизаторами и устройствами для фиксации шлема на голове. Гермошлем или защитный шлем является важным средством защиты от воздействия скоростного напора воздушного потока при катапультировании. Ослаблению действия этого фактора способствуют и другие элементы С. э.

Особые требования предъявляются к С. э. при полётах над водной поверхностью. Снаряжение в этом случае помимо решения всех прочих задач должно в аварийной ситуации обеспечить спасение членов экипажа на воде, то есть гарантировать их плавучесть, устойчивое положение, необходимую теплозащиту. Морской (высотный морской) спасательный комплект, используемый для этих целей, включает водозащитный комбинезон с плавательным воротом и устройством для наполнения его газом, теплозащитный комбинезон. Эффективным средством спасения на воде является скафандр.

Обилие неблагоприятных внешних воздействующих факторов, жёсткие требования к эксплуатационным характеристикам С. э. определяют комплексный подход к его проектированию, благодаря чему один и тот же элемент снаряжения, как правило, выполняет несколько защитных функций.

Лит.: Усманский С. П., Снаряжение летчика, М., 1980; его же. Снаряжение космонавта, М., 1982.

Энциклопедия авиации