Алфавитный указатель

Стабилизация пламени

стабилизация пламени — фиксация зоны горения топлива в камере сгорания воздушно-реактивного двигателя. Так как средняя скорость потока топливовоздушной смеси в основной и форсажных камерах сгорания намного превышает скорость распространения пламени по этой смеси, то С. п. требует формирования в камере локальных зон с пониженной скоростью. Как правило, это зоны с циркуляционным течением. Они создаются в потоке плохо обтекаемыми телами — стабилизаторами, а также вдувом закрученных или втекающих под углом струй воздуха или топливовоздушной смеси. Инициированное электрической искрой (или другим источником) пламя при определенных условиях держится в таких зонах благодаря пониженной скорости течения и циркуляции горячих продуктов горения от ниже расположенной части пламени к месту его стабилизации. С. п. возможна в некотором диапазоне изменения концентрации топлива в смеси (коэффициента избытка воздуха a). При увеличении или уменьшении расхода топлива в камере, выводящем значение a за пределы диапазона устойчивого горения, происходит срыв пламени. Этот диапазон сужается по мере увеличения скорости u и степени турбулентности e потока смеси в камере, а также при понижении давления p и температуры T смеси и уменьшении размера циркуляционной зоны (или стабилизатора) d. При достижении некоторых критических значений этих параметров С. п. становится невозможной при любых значениях a.

Пределы стабилизации пламени в потоке углеводородно-воздушной смеси стабилизатором в форме диска:

1. d  =  20 мм, р »100 кПа, T  =  473 К, e  =  12%;

2. d  =  25,4 мм, р »100 кПа, T  =  305 К, e  =  4%;

3. d  =  20 мм, р »100 кПа, T  =  473 К, e  =  45%;

4. d  =  25,4 мм, р  = 33,7 кПа, T  =  305 К, e  =  4%;

5. d  =  6,35 мм, р  = 100 кПа, T  =  305 К, e  =  4%.

Энциклопедия авиации