Алфавитный указатель

Струйный закрылок

струйный закрылок — устройство для увеличения подъёмной силы крыла путём выдува струи сжатого воздуха (газа) из щелевого сопла, расположенного вдоль задней кромки крыла, под углом к хорде (см. рис. 1, д к статье Энергетическая механизация крыла). Увеличение подъёмной силы происходит вследствие возрастания циркуляции скорости вокруг крыла и соответствующего повышения аэродинамической силы на его поверхности (так называемый эффект суперциркуляции) и за счёт вертикальной составляющей реакции струи. Коэффициент cy полной подъёмной силы крыла (см. Аэродинамические коэффициенты) изменяется приблизительно пропорционально величине kc1/2m, где k — коэффициент, зависящий от геометрических параметров крыла и С. з. (угла выдува струи, протяжённости С. з. и его расположения по размаху крыла), cm — коэффициент импульса струи (см. в статье Управление пограничным слоем). При больших значениях коэффициента импульса струи (cm » 3—5) значение cy для крыльев с удлинением 8—10 со С. з. может достигать значений 10—15. При малых коэффициентах cm увеличение подъёмной силы происходит главным образом за счёт воздействия струи на обтекание крыла, при этом аэродинамическая часть приращения подъёмной силы может в несколько раз превышать приращение подъёмной силы за счёт реакции струи. С увеличением коэффициента cm всё большее значение приобретает вертикальная составляющая реакции струи. При определённых, достаточно больших значениях коэффициента cm на крыле конечного размаха со С. з. практически прекращается рост аэродинамической части приращения коэффициента подъёмной силы, который достигает своего предельного значения DcyA lim. Значение DcyA lim возрастает с увеличением удлинения крыла, размаха С. з. и угла выдува струи.

Первые исследования С. з. были проведены в 1938—1941. Практическая реализация С. з. на самолёте связана с конструктивными трудностями, обусловленными необходимостью обеспечения отбора сжатого воздуха от двигателя или специального газогенератора и размещения каналов в крыле для подачи воздуха к щелевому соплу.

Лит.: Ружицкий Е. И., Безаэродромная авиация, М., 1959; Мартынов А. К., Прикладная аэродинамика, М., 1972.

Энциклопедия авиации