Алфавитный указатель

Счётчик ресурса

счётчик ресурса — прибор, устройство или измерительная система, обеспечивающие определение количественной меры усталости, накопленной в конструкции при воздействии на неё переменных нагрузок. Главные элементы любого С. р.: измеритель изменяющегося во времени так называемые параметра нагружённости (или совокупности параметров), используемого в качестве фактора, определяющего накопление усталости; преобразователь, превращающий временную реализацию переменной нагружённости в меру усталости; накопитель-индикатор, фиксирующий накопленную меру усталости. Для оценки усталости конструкции летательного аппарата используются параметры нагружённости двух типов: совокупность параметров полёта (перегрузка в центре масс летательного аппарата, высота и скорость полёта, масса летательного аппарата, масса топлива и другое) и деформация конструкции. В первом случае измерителями служат бортовые осциллографические и магнитные статистические регистраторы, а также счётчики перегрузок, во втором — различные датчики, устанавливаемые на конструкцию и деформирующиеся совместно с нею.

В преобразователях, как правило, используются вычислительные алгоритмы, составляемые на основе физических и математических моделей накопления усталости. Такая обработка проводится обычно на наземных устройствах. При этом для определения большинства параметров алгоритма используются результаты стендовых и лётных испытаний. Важные характеристики преобразователей — оперативность и полнота обработки поступающей информации — могут быть надёжно обеспечены при выполнении такой обработки непосредственно на борту летательного аппарата. Поэтому наиболее рациональными являются бортовые счётчики, в которых в качестве параметра нагружённости используется деформация конструкции, преобразуемая в меру усталости с помощью бортовой микро-ЭВМ. Такие С. р. разрабатывались в СССР и США. В некоторых С. р. функции преобразователя и накопителя совмещены в датчике деформации (чувствительном элементе). В частности, в С. р., созданных в СССР и США, мера усталости конструкции связана с накопленным при воздействии переменных деформаций изменением электрической проводимости датчика; в С. р., разработанных в ФРГ, — с изменением отражательной способности поверхности датчика; в испытываемых отечественных С. р., — с числом последовательно разрушившихся за время наблюдения микрообразцов (чувствительных элементов), деформировавшихся совместно с конструкцией. В 70—80‑е гг. в связи с расширением использования вычислительной техники, совершенствованием технических средств, перспективой назначения ресурса конструкции для каждого экземпляра летательного аппарата (то есть индивидуального ресурса) значение применения С. р. существенно возросло.

Энциклопедия авиации