Алфавитный указатель

Шнейдера кубок

Шнейдера кубок — переходящий приз, учреждённый в 1912 сыном известного французского военного промышленника Ж. Шнейдером (Schneider) для победителей международных состязаний гидросамолётов на скорость полёта. Суммарная протяжённость маршрута гонки должна была составлять не менее 150 морских миль. В числе стран — участниц соревнований (не одинаковом в различные годы) были Франция, Великобритания, Италия, США, Германия, Швеция. Гонка 1931 оказалась последней, после того как англичане выиграли три гонки подряд (см. табл.) и стали постоянными обладателями приза (правилами предусматривалось завершение состязаний в случае трёх побед одной страны в серии из пяти последовательных гонок). Ш. к. хранится в Королевском аэроклубе Великобритании.

Состязания на Ш. к. способствовали популяризации авиации, а также оказали значительное влияние на развитие скоростных самолётов. Если в первых гонках принимали участие переоборудованные (оснащённые поплавками) самолёты наземного базирования, то позднее стали создаваться специальные гоночные гидросамолёты, которые отличались хорошими аэродинамическими формами, большой удельной нагрузкой на крыло (поскольку для посадки на воду допустимы повышенные посадочные скорости), применением мощных высоконагружаемых (поэтому низкоресурсных) двигателей и потребовали решения ряда сложных проблем (флаттер органов управления, охлаждение двигателей и др.). Победителями четырёх последних гонок были самолёты монопланной схемы, которая в последующие годы получила дальнейшее развитие при создании скоростных истребителей. Гоночные гидросамолёты, несмотря на наличие громоздких поплавков, были в числе наиболее быстроходных самолётов своего времени, в 1927—38 им принадлежали абсолютные мировые рекорды скорости полёта.

Табл. — Победители состязаний на кубок Шнейдера

Год

Самолёт

Страна

Средняя скорость, км/ч

1913

«Депердюссен»

Франция

73,63

1914

Сопвич «Таблонд»

Великобритания

139,66

1920

Савойя S.12

Италия

172,55

1921

Макки М.7

Италия

189,74

1922

Супермарин «Си лайон II»

Великобритания

234,48

1923

Кёртисс CR‑3

США

285,60

1925

Кёртисc R3C‑2

США

374,28

1926

Макки M.39

Италия

396,70

1927

Супермарин S.5

Великобритания

453,28

1929

Супермарин S.6

Великобритания

528,87

1931

Супермарин S.6B

Великобритания

547,31

Энциклопедия авиации