Алфавитный указатель

Штурмовик

Штурмовик — низковысотный боевой самолёт для поражения малоразмерных и подвижных наземных (морских) целей, а также живой силы противника на поле боя и в ближних тылах с применением бомбардировочного, ракетного и стрелково-пушечного вооружения. Ш. обычно используются для непосредственной поддержки сухопутных войск и сил флота. Одно из основных требования к Ш. — высокая точность поражения объектов (прежде всего танков), что достигается выполнением боевых операции с малой высоты полёта. Обычно Ш. имеет бронирование для защиты экипажа и наиболее важных частей самолёта от огня противника. Броня может быть несущей (включается в силовую схему самолёта) и встроенной (не воспринимает действующих нагрузок).

Первые попытки создания самолёта с вооружением для борьбы с наземными силами противника были предприняты в 1912 в России. В 1914 А. А. Пороховщиков построил опытный Ш. «БИ-КОК» («Двухвостка»). В 1918 в Германии фирма «Юнкерс» разработала Ш. Ju‑10. В США в 20‑е гг. проблему бронирования Ш. сочли неразрешимой и переключились на разработку многоцелевых самолётов и пикирующего бомбардировщика. В 1931 были успешно проведены опытные бомбометания с пикирования. В Германии решение проблемы воздушной поддержки наземных войск в 30‑е гг. шло по двум направлениям: создание Ш. либо пикирующего бомбардировщика. Предпочтение было отдано пикирующему бомбардировщику Ju‑87.

В СССР массовый отечественный самолет разведчик Р‑5 Н. Н. Поликарпова в 30‑х гг. строился и в вариантах небронированных Ш. Попытки создания специализированного самолёта-Ш. предпринимались рядом конструкторов: в 1936 были разработаны проекты Ш. по программе «Ивáнов» ОКБ Д. П. Григоровича, С. А. Кочеригина, И. Г. Немана, Н. Н. Поликарпова и П. О. Сухого. Эти работы обогатили отечественное самолётостроение новым опытом и подтвердили точку зрения о необходимости разработки специализированного самолёта для поддержки войск, но проблема оставалась нерешённой. Для создания бронированного Ш. нужны были принципиально новые идеи. В середине 30‑х гг. их разработал и заложил в проект Ш. Ил‑2 С. В. Ильюшин (см. Ил). Было найдено оптимальное сочетание скорости и манёвренности, дальности полёта, бомбовой нагрузки, огневой мощи наступательного оружия, средств самозащиты, неуязвимости и боевой живучести. Этому способствовало включение бронекорпуса в силовую схему фюзеляжа, что было сделано впервые. Вооружение: крупнокалиберные пушки, пулемёты, бомбы, реактивные снаряды. Создание этого самолёта положило начало развитию штурмовой авиации. За годы Великой Отечественной войны было выпущено свыше 36 тыс. Ш. Ил‑2 и около 5 тыс. Ил‑10 (усовершенствованная модель Ил‑2). В годы войны их уподобляли «летающему танку», поскольку параметры и характеристики самолётов, их конструкция, оборудование, бронирование были подчинены этой идее. В послевоенный период развитие Ш. в основном шло в направлении повышения манёвренности, увеличения боевой нагрузки и улучшения взлётно-посадочных характеристик.

Энциклопедия авиации